Роман Скороход вышел на краудфандинговую платформу с проектом экструдера (такая штука для производства пластиковой нити, которую используют 3D-принтеры). Объяснить аудитории, что это вообще такое, оказалось непросто. Но ему удалось достичь своей финансовой цели и продолжить работу над продуктом. А мы задали несколько вопросов о том, как собрать деньги на краудфандинге и что делать с этим дальше.
Расскажите, чем вы занимались до появления в вашей жизни проекта экструдера.
Начиная свой жизненный путь, как и многие юноши, хотел быть военным лётчиком. После выпуска из Луганского Высшего Военного Училища штурманов служил в дальней авиации. Сейчас этот вид авиации по определённым причинам перестал существовать в Украине. И, соответственно, перестали быть нужными и специалисты в этой сфере. Уволившись с рядов ВСУ, в гражданской жизни работал в разных сферах. И стал задумываться о самореализации.
Вряд ли экструдер был меркантильной целью. В Украине же 3D-печать — это занятие для избранных. Так с какой целью вы создали его?
Я давно в поиске новых и интересных направлений. Интересуюсь реинжинирингом, мастерю разные системы. Чтобы облегчить себе труд, купил 3D-принтер. Пластик тогда дорого стоил. Начал задумываться, как удешевить затраты на печать. И нашёл у западных коллег экструдер для производства нити для 3D-принтеров. На территории СНГ такого аппарата в продаже не было. По крайней мере, доступного в финансовом плане. Именно это и подтолкнуло к разработке своего экструдера.
Смастерил несколько версий, прежде чем экструдер приобрёл тот вид, который сегодня не стыдно выпускать в масштабное производство.
Почему решили попробовать краудфандинг?
Потому что это хорошая возможность заявить о себе. Краудфандинговой платформой воспользовался, как и мои западные коллеги, для развития этого направления.
Как проходил сбор денег? Насколько сложно или просто технарю заниматься продвижением проекта?
Сбор средств проходил не так, как хотелось. Краудфандинговая кампания длилась два месяца. Именно в этот период и происходила основная работа над совершенствованием экструдера.
Параллельно рассказывал о проекте в соц.сетях, на форумах. Старался подробнее его описать, донести основные преимущества. Было сложно совмещать всё и успевать: времени на сбор не так много, как казалось поначалу.
Так как у меня не было опыта в продвижении проектов, большинство просьб рассказать об этом на специализированных сайтах и форумах расценивалась как реклама. Не хотели сотрудничать, обратной связи было не слишком много. В основном, интересовались проектом чисто с коммерческой точки — как купить, сколько доставка и т. д. Проанализировав ошибки, решил сам продвигать проект путём написания нейтральных статей на форумах, как бы подводить читателя к мысли, что экструдер появился и в наших широтах. Стал снимать видеоролики о том, что это хороший и простой в эксплуатации экструдер и, самое главное, доступный по сравнению с иностранными аналогами.
В конце кампании я ожидал увидеть уже сформированную аудиторию, которая будет действительно заинтересована в дальнейшем развитии проекта. К счастью, благодаря платформе, такие люди появились — их мало, но они есть. Сейчас совместно идёт работа над будущим этого маленького детища. Это было очень важно для меня помимо получения средств.
Наверняка после завершения краудфандинговой кампании вы оглядывались назад и проводили анализ проведённой работы. Если бы вы запускали проект сейчас, что бы вы сделали иначе?
Конечно, я бы действовал по-другому. В идеале продвижение продукта нужно начинать ещё на стадии разработки — это составление стратегии продвижения, изучение конкурентов — как они действовали в этих ситуациях, разработка чёткой рекламной кампании и, конечно, доведённый до совершенства продукт.
На что стоит обратить внимание тем, кто собирается запускать подобные продуктовые кампании? Поделитесь опытом.
Я думаю, самое главное — это открытость. Показать свой продукт со всех сторон, что он хорош и достоин внимания. Опыт приходит тогда, когда сам этот продукт творишь. Конечно, надо обращать внимание на чужой опыт, но свой аппарат должен быть лучше и не похож на другие, и потому нужно подходить к этому творчески и с определённым багажом знаний. И, что очень важно, не отчаиваться, когда не получается, и уверенно идти к цели.
Вернёмся к экструдеру. На каком этапе сейчас находится работа над проектом?
Проект был изменён в лучшую сторону. Собраны и проанализированы прошлые недочёты и в данный момент устраняются.
Как вы планируете рекламировать продукты для 3D-печати на украинском рынке? Как оцениваете потенциал этого рынка вообще?
Во-первых, надо найти целевую аудиторию этого продукта. Во-вторых, как я уже говорил, показать открыто со всех сторон, что он хорош и достоин внимания. И потом целенаправленно и активно продвигать продукт на рынок. По сравнению с другими странами рынок 3D-технологий в Украине небольшой. Люди мало знаю про 3D-печать и что это такое. Но, судя по мировому опыту и тенденции развития этой отрасли, она очень скоро может ворваться в нашу повседневную жизнь.
Понятно, что рано или поздно 3D-печать захватит Украину. Придёт к нам печать не только пластиком, но и другими материалами. У вас есть шанс быть на гребне этой моды. Планируете им воспользоваться?
Да, естественно! При создании качественного и простого в использовании продукта и хорошего сервиса (последнее стоит подчеркнуть отдельно) возможно занять бóльшую часть рынка Украины и даже выйти на мировой уровень.
Есть у вас в планах на будущее какие-то новые большие проекты?
Да, планы большие. Совершенствование существующих продуктов — экструдера и 3D-принтера. Расширение линейки этих продуктов как для профессионалов, так и начинающих любителей. И, конечно, освоение других видов печати.
Куда вы бы хотели, чтобы вся эта деятельность вас привела? Куда или к чему?
Конечно, к новым возможностям. Освоение всего нового, современного, обработка полученных знаний и внедрение инновационных продуктов в своей родной стране и не только. И, главное, вывести Украину на новый виток жизни.<