7 способов скрыть проекты решений на сессии горсовета

25.05.2016 12:57
718
Мы уже не раз писали о том, как сложно выявить суть решений, которые выносятся на повестку дня, и что многие проекты появляются уже в день сессии и понять их последствия можно только в момент их наступления. Теперь расскажем подробнее о мастерстве, которого достигли депутаты в попытке скрыть свои реальные цели во время сессии.

Эти семь способов собрал Алексей Чёрный в своём блоге на портале «Ні корупції», которыми мы делимся с вами.

Способ 1. «Безымянная могила»

За 20 рабочих дней на сайте горсовета появляется вот такой список проектов решений:

sessia_27_04-оприлюднені-за-20-днів

Понять из него можно буквально ничего. Большая часть этих документов — мелкие рабочие решения, среди которых может затесаться что-то действительно интересное. Но пересмотреть каждый файл — это значительная затрата времени, да и само вот это «интересное» может оказаться среди десятков страниц одного решения. Согласитесь, не каждый человек может позволить потратить день на изучение этого безымянного списка.

Чтобы облегчить эту задачу Общественная организация «Антикоррупционный офис» за одесситов изучает документы и публикует их с названиями и ключевыми подробностями в открытом доступе.

Способ 2. «Информационный мусор»

Автор блога при изучении документов нескольких сессий выявил интересный факт: примерно половина решений из «безымянного списка» на саму сессию в итоге не выносится. Оглашаются они за 20 дней до принятия решений только для галочки и видимости выполнения норм законодательства.

Например, перед третьей сессией в списке огласили 41 проект, а в повестку дня включили только 19 (46 %). Перед четвёртой сессией было 49 проектов, а в повестку включили только 25 (51 %). Также и на шестую сессию по факту вынесли только 49 % из опубликованных заранее проектов.

И горсовет не пытается даже скрыть этот «информационный мусор», не разбрасывая его по списку, а размещая компактно. Например, на пятой сессии этот «мусор» располагался под номерами с 28 по 49, а на шестой — с 23 по 50.

Сотрудник «Антикоррупционного офиса» Аркадий Топов сумел снять на видео, как для количества в повестку дня вносят два вопроса:

Глава Земельной комиссии Олег Брындак говорит:

Нам дайте два адреса. Мы их внесём, чтобы был пункт повестки дня. А потом дадим поправками. Что-то такое не вызывающее: из Суворовского, Малиновского..

Члены комиссии даже выбирают названия улиц, о которых мало кто знает. Уже ближе к сессии эти проекты меняют на «нужные».

Способ 3. «Информация о проектах»

Этот способ применяют для земельных вопросов. Оглашают не проекты решений, а таблицы. У них та же нумерация, но это не полноценные проекты, а частичная информация о десятках решений. Начинаются они все одинаково: «Информация о проектах решений Одесского городского совета о...»:

  • предоставление в собственность (аренду) физическим лицам земельных участков (пункт порядку денного 6.2);
  • надання дозволу юридичним особам, фізичним особам-підприємцям на розробку проектів землеустрою щодо відведення земельних ділянок (пункт порядку денного 6.3);
  • предоставлении в аренду, постоянное пользование земельных участков юридическим лицам, физическим лицам – предпринимателям (пункт порядку денного 6.4);
  • надання дозволів суб’єктам господарювання на розробку технічної документації із землеустрою щодо встановлення (відновлення) меж земельної ділянки в натурі (на місцевості) (пункт порядку денного 6.5);
  • внесення змін до раніше прийнятих рішень Одеської міської ради (пункт порядку денного 6.6);
  • поновлення договорів оренди землі та внесення змін до договорів оренди землі, перегляд орендної плати (пункт порядку денного 6,7).

Двуязычность списка, как пишет автор блога, — это не ошибка, а прямые цитаты горсовета.

Вот пример такого списка с последней сессии:

proekt_6.6-Режим-ограниченной-функциональности-Microsoft-Word-1024x362

Это не проект решения, а всего лишь название двух проектов, которые не сообщают, в чём суть изменений, которые собираются утверждать.

Вот так одесситы узнают о земле, которую горсовет намерен сдать в аренду:

proekt_6.4-Режим-ограниченной-функциональности-Microsoft-Word

В таблице отсутствует большая часть информации, которую потом обнародуют в проекте решения. Отсутствует кадастровый номер, по которому можно было бы узнать, где конкретно расположен участок, основания для выделения этого участка конкретному человеку и самое главное — стоимость аренды.

Например, решение о выделении земли депутату Этнаровичу (секретарь фракции «Доверяй делам») и его родственникам занимает четыре страницы, но вместо проекта этого решения общественности дали доступ перед сессией только к двум строчкам. И только после публикации соответствующего решения выяснилось, что депутат получил участок за 5 % от его нормативной денежной оценки.

488-VII_ot_16.03.16-ФОП-Етнарович-О.В-Режим-ограниченной-функциональности-Microsoft-Word

Сколько это получается в гривнах автору блога узнать не удалось, потому что проекты договоров, которые идут вместе с решением, горсовет не публикует и не запрос не выдаёт.

А завод «Одескабель» получил земельный участок за 3 % от стоимости, о чём удалось узнать также после принятия решения. Руководитель завода — отец депутата от партии «Доверяй делам» Иоргачова.

Способ 4. «Правки до полного изменения содержания»

Суть способа в том, что с момента публикации проекта в него могут внести любые изменения, а общественность узнает о них только во время сессии. Объявляют их так:

Ставится на голосование проект решения № Х с поправкой депутата или комиссии У.

И если про Х мы уже в курсе, то поправку У узнаем только тогда, когда сравним изначальный проект и принятое в итоге решение. Причём депутаты про изменения тоже часто узнают в последний момент.

Fwd-В-дополнение-к-ранее-направленным-материалам-IV-сессии_7-oleksiychornyygmail.com-Gmail-Google-Chrome-1024x614

Это скриншот письма, которое пришло депутатам на электронную почту в день четвёртой сессии горсовета. Им предложили разобраться в 24 прикреплённых документах прямо перед заседанием, которое началось в 10 утра 3 февраля.

На пятой сессии, как минимум, в 12 проектах были поправки, содержание которых было неизвестно, поскольку во время голосования городской голова озвучивает только количество правок:

Способ 5. «Неоглашение повестки дня и несвоевременность объявлений»

Прочитав про способ «Правки до полного изменения содержания», пишет автор блога, читатель может спросить: «что мешает гражданину прийти на заседание постоянной комиссии, когда рассматривается проект решения, который его интересует, и узнать о вносимых правках»? Дело в том, что комиссии не обнародуют повестку дня своих заседаний, поэтому никто не знает, какие вопросы в какой день будут рассматривать. Хотя информирование заранее об этом предусмотрено п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона «Про доступ к публичной информации», ни одна комиссия Одесского городского совета этого не делает. Волонтёры «Антикоррупционного офиса» ходят на все возможные заседания постоянных комиссий и снимают всё, что там происходит, на видео. Ролики можно найти в разделе «Комісії ОМР» на сайте организации.

Но даже им не всегда удаётся попасть на заседание. Причина состоит в несвоевременности публикаций объявлений о времени и месте заседания комиссии. Исходя из «Положения о постоянных комиссиях Одесского городского совета», объявления должны публиковаться за три рабочих дня, но по факту это может произойти всего за несколько часов до начала. А некоторые, например комиссия по архитектуре, могут вообще никого не уведомлять о своих заседаниях.

Засідання-комісій

Способ 6. «Обнародование не распорядителями»

Горсовет предоставил «Антикоррупционному офису» официальный ответ по поводу того, почему он не обнародует проекты решений за 20 рабочих дней.

Відповідь-1-з-виділенням

То есть официальная позиция одесского горсовет состоит в том, что проекты, разработанные городским головой, депутатами и постоянными комиссиями, могут не обнародоваться, поскольку авторы не являются распорядителями. А оглашать должны только проекты, которые вынес исполком. По такой логике обнародованию подлежат только 5 % решений горсовета, поскольку за первые четыре сессии он принял 416 решений, только 22 из которых вынес исполнительный комитет.

Трактовка закона горсоветом является заведомо ложной, поскольку нарушает право граждан на доступ к информации.

Способ 7. «Вынесение с голоса»

На брифинге после четвёртой сессии, отвечая на вопрос, почему 35 проектов решений вообще не обнародовались и внесены в повестку дня с голоса, мэр сказал, что «Антикоррупционный офис» плохо знает законы, но пообещал, что их количество будет уменьшаться. Действительно, уже на пятой сессии таких проектов было 7, а на шестой — 8. И около половины начали публиковать хотя бы за один–два дня перед заседанием. Но гарантий на то, что на следующей сессии таких вопросов не станет снова 35, а то и больше, нет.

На счёт законов, депутаты действительно имеют право вносить на рассмотрение проекты решений с голоса, но там не написано, что это право даётся без обнародования проекта заранее. Кроме того, на сессии 3 февраля Геннадий Труханов сам внёс в повестку дня 11 вопросов таким образом, хотя депутатом не является.

Для подготовки этой статьи использовались материалы, собранные в рамках проекта «Громадський контроль діяльності Одеської міської ради», который реализуется организацией «Антикоррупционный офис» при поддержке Международного фонда «Відродження».<

Рассказать

Читайте также

Дайджест за 27.12.17

28.12.2017
976
После ликвидации санационного Родовид Банка Национальный банк Украины (НБУ) отозвал банковские и генеральные лицензии на осуществление валютных операций у ...
Служащий крупной топливной компании обманул коммунальные и государственные предприятия на 3,7 миллиона гривен
Пользуясь служебным положением, начальник управления продаж одного из предприятий, реализующих топливо, завладел бюджетными средствами коммунальных и ...