Для начала попытаемся разобраться со структурой электронного правительства.
У е-gov три основных уровня реализации, которые охватывают почти все сферы общественной жизни:
Government 2 Citizens или G2C (правительство–граждане)
Взаимодействие между государством и гражданином становится проще. Это позволяет миновать бюрократическую рутину с бесконечными караулами в очередях и сокращает расходы государства. К примеру, при потере паспорта обывателю достаточно методом одного клика запросить через ресурс восстановление документа и получить его в указанный срок. То же касается регистрации автомобиля и жилья, получения субсидий и социальной помощи.
Government 2 Business или G2B (правительство–бизнес)
Упрощает процедуры регистрации бизнеса и взаимодействия с налоговой для предпринимателей. Участие в тендерах автоматизируется и становится более прозрачным. Внедрение сервисов G2B позволит купировать «теневые процессы», которые возникают по ходу создания и становления на ноги предпринимательства в Украине.
Government 2 Government или G2G (правительство–правительство)
Налаживает и ускоряет документооборот между ведомствами, помогает улучшить эффективность работы госаппарата, упростить кооперацию региональных управлений и территориальных подразделений.
В мире многие функции традиционного государства на себя взяло электронное. В 2014 году тройку лидеров внедрения e-gov по статистике ООН занимали Южная Корея, Австралия и Сингапур.
Индекс развития электронного правительства (The UN E-Government Development Index) — единый рейтинг развития электронного правительства во всём мире, предоставляемый ООН.
Самый примечательный для нас пример — Эстония. За 15 лет прибалтийской стране удалось внедрить и повысить эффективность e-government до невероятных масштабов. Без лишней бумажной волокиты граждане получают паспорта, оплачивают штрафы, оформляют документы, не покидая рабочий кабинет или стены своего дома. Одно из самых интересных нововведений — электронное голосование.
Из ближних соседей заметный прогресс намечается у Молдовы. Начиналось всё с выдачи справки о несудимости. Следующим шагом стало создание mCloud — облачного сервиса, где разместились министерства. Кстати, именно Молдова запустила в Восточной Европе первый портал открытых данных data.gov.md в апреле 2011 года. В 2014 году западный сосед занимал 86 позицию в списке ООН.
Украина находилась лишь на 87 месте. Проекты, которые удалось запустить в нашей стране в течение года, помогли подняться на несколько ступенек выше.
Впервые понятие E-Government появилось на украинском небосводе в 2003 году. И на этом всё. В 2007 году Кабинет министров Украины выпустил распоряжение № 653-р «Об основах развития информационного общества в Украине в 2007–15 гг». Во времена Януковича внедрение электронного правительства было поручено Госинформнауки во главе с Владимиром Семиноженко и к каким-то заметным результатам не привело. Разве что запустили Единый государственный портал админуслуг, который содержал лишь информацию о работе госучреждений.
В 2014 году Госинформнауки было расформировано, а все задачи по строительству электронного правительства отдали образованному для этих целей Госагентству.
В 2015 году украинское правительство выделило 2 млн гривен на внедрение и развитие электронного государства. В июне в рамках совместной программы Государственного агентства по вопросам электронного управления Украины и Швейцарского Бюро сотрудничества «Электронное управление для подотчётности власти и участия общества» (EGAP) выделили 4,3 млн франков на реализацию электронного правительства. Саму кампанию планируют осуществить в 2015–2019 годах в четырёх областях Украины: Днепропетровской, Одесской, Винницкой и Волынской. В этом году Украина заняла 87 место в мировом рейтинге и попала в группу стран с высоким индексом EGDI. Два других показателя — развитие он-лайн услуг и телеком сектора — на довольно низком уровне.
Что есть на данный момент?
Запущен неправительственный ресурс iGov.org.ua. Реализаторами выступили топ-менеджер ПриватБанка Дмитрий Дубилет и экс-советник Минэкономразвития Яника Мерило. Из широкого списка 1 171 услуг, которые он будет предоставлять, пока работает 185. Большинство из них не действует для многих областей Украины. К примеру, оформление получения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг возможно только в столице, Днепропетровске, Черкассах. Оформление загранпаспорта — только в Днепропетровской области.
Чтобы воспользоваться услугами портала, необходимо наличие электронной цифровой подписи или оформленная банковская карта, а также учётная запись в системе идентификации гражданина BankID. К системе подключены: ПриватБанк, Ощадбанк, Банк «Михайловский», Platinum Bank и Fidobank.
В планах у Дмитрия Дубилета запустить автоматизированную систему регистрации новорождённого ребенка. Сервис упростит процедуру регистрация, прописки, подачи заявления на пособие и получение ИНН. Прямо из роддома информация о новорождённом будет отправляться во все структуры: ЗАГС, ДМС, Соцзащиту и налоговую.
В феврале 2015 года в тестовом режиме запустили систему электронных государственных закупок под названием ProZorro.
Система обеспечивает прозрачность процесса госзакупок и значительно экономит бюджетные средства. При этом за торгами может наблюдать любой желающий.
В перспективе Верховная Рада Украины должна принять закон «О публичных закупках» до конца года. Это позволит в новом году перейти на электронный формат выбора поставщиков товаров и услуг для государственных органов. За прошедший год в системе ProZorro министерства и ведомства провели свыше 14 000 тендеров на 4,1 млрд гривен.
В апреле этого года Министерство обороны Украины совместно с львовскими волонтёрами заявило об инициативе создания единой медицинской информационной системы «E-здоровье». Цель проекта — улучшение обмена информации о состоянии лечащихся военных между врачами. Это упрощает процедуру диагностики и повышает эффективность работы медицинских работников.
Для этого создаётся специальная электронная картотека медицинских карточек всех участников боевых действия в зоне АТО. Проект разрабатывался на протяжении трёх месяцев львовским программистами-волонтерами. В перспективе создание электронных медицинских карт для всех украинцев.
С конца лета на сайте Президента Украины Петра Порошенко действует раздел электронных петиций: позволяет украинцам вносить свои предложения главе государства. Чтобы петицию рассмотрели, она должна набрать 25 тысяч подписей в течение трёх месяцев.
Сентябрь ознаменовался запуском единого веб-портала Edata об использовании публичных финансов. Как отмечает Министерство финансов Украины, на нём будут публиковать данные о платёжных транзакциях казначейства. В ноябре обещали размещение информации о движениях средств государственного и местных бюджетов, средств государственного социального страхования и Пенсионного фонда. Этого не случилось. Сайт, что предсказуемо, работает в тестовом режиме, но у Минфина большие планы. С января 2016 года они планируют информировать о расходах государственных и коммунальных предприятий.
С октября в Украине создали портал единой системы городских петиций аналогичный президентскому. Теперь петиции можно подавать городскому руководству 10 городов Украины: Луцк, Винница, Тернополь, Тростянец, Днепродзержинск, Миргород, Долина, Павлоград, Попасная и Украинка.
Похожий сервис электронных петиций работает в Харькове и Киеве. В Харькове для рассмотрения петиции достаточно набрать 1 000 подписей, а в Киеве — 10 000. Николаевский горсовет не отстаёт: с 7 ноября в тестовом режиме работает та же программа e-petitions к городскому голове Александру Сенкевич и депутатам горсовета. Как и в случае с Харьковом, необходимо набрать 1000 голосов, чтобы проект петиции был изучен командой горсовета.
Начиная с 26 ноября, Минюст предоставил возможность регистрации бизнеса за 24 часа. Во время регистрации в базы Пенсионного фонда, Государственной фискальной службы и Госкомстата вносятся данные предпринимателя. Эта процедура облегчает лишь регистрацию, но не ликвидирует дальнейшие сложности развития бизнеса.
В феврале 2016 года в Одессе пообещали запустить электронные петиции. Граждане смогут напрямую обращаться к муниципалитету с предложениями об улучшениях в городе или в работе его администрации.
Проект внёс депутат фракции ВО «Самопоміч» Александр Борняков. Он также рассказал о планах создания сервиса, с помощью которого можно проверить легальность той или иной точки продажи. Подробности о проекте будут известны в следующем году.
Есть несколько значительных осложнений при внедрении e-government.
Главной проблемой в реализации украинского электронного правительства является идентификация гражданина при использовании онлайн-услуг. Не все украинцы обладают электронной цифровой подписью, которая необходима для подтверждения личности, и даже при достаточной популярности банковских карт не все владеют учётной записью в BankID.
Другая проблема — финансирование таких проектов. В основном они формируются на волонтёрском уровне. К примеру, тот же iGov.org.ua. В дальнейшем инициативу может перехватить государство. Не все чиновники рады переменам и не хотят продвигать эту идею, понимая, какими убытками обернётся для них e-government. Хотя череда популистских актов может помочь реализации многих проектов.
Ещё одна палка в колесе — интернет-невежество старшего поколения. Многие пенсионеры не готовы привыкать к особенностям современных технологий и не понимают своих выгод от этого. Впрочем, для них останутся обычные ведомства с возможностью обсудить все невзгоды современной жизни в тесных коридорах административных зданий.
Напоследок нельзя забыть о кибермошенниках. Потребуется хорошая система безопасности, которая обеспечит сохранность данных и личной информации граждан. Об этом, к слову, говорят меньше всего.
В общем, до эстонских электронных выборов Украине ещё далеко. Нынешний Кабмин обещает запустить электронное правительство до 2017 года. По их словам, в двухлетнем плане — внедрение электронных бесконтактных услуг, электронная идентификация и электронная подпись гражданина. Ну, что же — посмотрим.
Пока можно сказать, что при всех стараниях и попытках, которые были сделаны в 2015 году, электронное правительство в Украине «живёт» в послезавтра.
<