При прогулке по городу большую часть времени приходится глядеть себе под ноги, чтобы не угодить в одну из ловушек благоустройства.
И это если не упоминать сложность в передвижении по тротуарам из-за захвата пространства летними площадками, автохамами и МАФами.
Не спешите радоваться, когда видите, что на месте тротуара начинает собираться мозаика из плитки.
С вероятностью 80 % ожидайте через неделю увидеть на этом месте очередную террасу, которая сокращает пропускную способность улицы, в попытках увеличить рентабельность заведения.
И это несмотря на постоянные обещания чиновников как-то решить вопрос, особенно об этом любит рассказывать бывший глава «Одестранспарксервис» Сергей Дубенко на своей странице в Facebook, регулярно публикуя фиктивные меры по урегулированию такого рода проблем.
И даже группу создал для обсуждения, которая, естественно, забита жалобами граждан и постоянными малоэффективными постами самого Дубенко о том, как «успешно» его бывшие коллеги трудятся с нарушителями.
Справедливости ради стоит отметить, что часть проделанных работ, которые он публикует, всё-таки соответствует действительности. Но это лишь малая часть того, что предстоит изменить.
Поражает тот факт, что вне зависимости от покрытия: будь то асфальт или вездесущая плитка, строители умудряются её класть так плохо, что через некоторое время из-за халатности владельцев заведений, ответственных за благоустройство территории, или лиц соответствующих департаментов плитка начинает выпадать, как зубы, трястись и ходить, как ей вздумается.
Что касается асфальта, все говорят, о необходимости соблюдать ДБН, но халатность в его укладке также проявляется после выпадания дождей, нивелируя эффект реконструкции в великое Никуда.
Следует также поднять вопрос о том, что у нас, как правило, тротуары расположены ниже газонов, вследствие чего вся грязь, вода, песок после осадков скапливаются прямо на пешеходной части, предлагая вам не снимать галоши три сезона подряд.
Кратко эту проблему можно решить, повысив уровень тротуаров и обеспечив их ливнестоками, но это вопрос глобальной реконструкции, на которую у города, как всегда, средств нет. Да и не факт, что в ДБН «так можно».
Ладно, отойдём от халатности работ по укладке тротуарного покрытия и качества материалов, которые задействуют в этом процессе. И вернёмся к погоде, с неё обычно дураки начинают разговор.
Особенности климатической зоны благоволят снежным ураганам, которые уже несколько лет успешно парализуют город. Да таким образом, что одесситам приходится моисеевским шествием добираться с работу до дому.
Поднимите руку те, кому не пришлось стать участником этого великого шествия.
Несмотря на утверждения департаментов и лично мэра города КАЖДЫЙ ГОД о том, что все основательно подготовились к возможным катаклизмам, — история повторяется.
Людей не хватает, техники не хватает.
И даже когда порешают с катаклизмом, живописные кучи снега вперемешку с грязью, бутылками, использованными салютами и ёлочными ветками собираются на обочинах и ожидают тёплых деньков, чтобы растечься по дорогам.
Т. е. проблема комплексная: она подразумевает цепочку различного рода мероприятий, в которых участвует значительное количество ресурсов (как человеческих, так и технических) и, конечно же, финансы. Не забываем о них. Об эффективности произведённых работ нет смысла говорить.
Разве не прекрасна ржавая наледь посреди пешеходной дорожки — последствие используемого для предотвращения скольжения песка? Замечали лечебный эффект, который оказывает соль, щедро рассыпанная коммунальщиками и цветущая белыми разводами на обуви, прогрызающая мелкие дырочки в крыле автомобиля?
На выходе имеем грязный город, заваленный снегом, с растущей статисткой увечий от гололедицы и паралич дорожной инфраструктуры.
Следует отметить, что погодные условия для многих стран являются большой проблемой, и даже при высокой подготовке всё равно погода находит выход, чтобы напомнить о своей несокрушимости.
Но есть всё же интересные методы борьбы с такими катаклизмами. Вы уж извините, что мы летом о зиме.
В Исландии, а точнее в Рейкъявике, нашли очень интересное решение для борьбы со снежным ненастьем — тротуары с подогревом.
Под тротуаром проложены трубы, а по ним проходит горячая вода из термальных источников, которыми так богата родина вулкана с непроизносимым именем.
В результате видим грамотно использованные природные ресурсы и комфортный город.
Но понятное дело, что не во всех уголках мира есть термальные воды. Что делать таким странам?
Япония, которая каждый раз поражает своей технологической просвещенностью, и в этот раз не устаёт радовать, устанавливая тротуары с подогревом на электричестве.
Также поступили и в Хельсинки.
В нашем же случае оголённый брошенный провод после очередного урагана — это единственный способ подогреть тротуар.
В 2011 году мелькала информация, что в Тернополе также установят тротуары с подогревом. Должны были выделить даже 250 000 грн на это нововведение. Однако уже в январе 2012 года эффект Черномырдина на лицо. Ну, вы знаете, что в оправдание говорили власти.
Олег Витык
начальник технического надзора Тернопольского горсовета.
Титульным списком, утверждённым решением исполнительного комитета, было предусмотрено 250 тысяч. Но хочу всех уведомить и заверить, что удешевление проекта было существенное. Это будет 211 000. Средства потрачены целесообразно, рационально.
Ладно, это пока фантастика для наших краёв. Впрочем, весь материал в этой статье будет по большей части фантастикой.
Теперь о том, как в нашей среде уважают и любят людей с ограниченными способностями. Одна из самых популярных форм пандусов, которая существует в Одессе — это естественный спуск, который появился опять же вследствие времени и погоды.
Правда стоит отметить, что в исторической части об этом стараются не забывать, и пространство между проезжей частью и пешеходной дорожкой стараются организовывать, не забывая про пандусы.
О тактильной плитке в нашем городе и не слышали вообще.
Была информация, что один из подобных материалов положили возле школы-интерната № 93 на ул. Валентины Терешковой.
И обещания в этом году (к слову, от Дубенко), что таких плиток появится больше. И всё. Дальше ходите, как хотите. Это никого не волнует.
Это не значит, что все тротуары должны быть в тактильных плитках, но на основных маршрутах она всё же должна присутствовать.
Ладно, это всего лишь тротуар, чего с ним возиться? Главное, чтобы ходить было удобно. Неверно.
Вот, как ещё его можно использовать:
В Университете Джорджа Вашингтона осенью 2013 года оборудовали тротуар с солнечными батареями. Он представляет собой батареи, вставленные в накладные шпалеры, и 27 полупрозрачных плит для ходьбы.
Плиты содержат фотоэлементы, они преобразуют солнечный свет в электричество, питающее 450 светодиодов, которые расположили по бокам дорожки. В общей сложности плиты имеют максимальную мощность 400 Вт .
Это всё, конечно же, пока экспериментально. Но задумка крутая. Она позволяет использовать пространство не только с точки зрения комфорта, но и с точки зрения восполнения ресурсов. А ещё они могут освещать путь. Вспомните ночные тротуары Одессы и не забудьте зарядить свой смартфон, чтобы освещать себе путь через долину теней.
И, к слову, можем упомянуть недавний LED-фонарь, который оком Саурона пугает прохожих и слепит водителей. Инновационный продукт, так сказать.
А вот ещё один пример, каким многофункциональным может быть тротуар.
В Аусбурге установили рядом с одним из институтов установили встроенные в тротуар светофоры. На такие меры власти города пошли из-за того, что все больше людей постоянно смотрят в смартфон, из-за чего не замечают, как выходят на проезжую часть, и попадают в аварии. Устройства представляют собой мигающие индикаторы, встроенные прямо в тротуар. Когда для пешеходов горит красный свет, индикаторы под ногами дублируют его, чтобы прохожие увидели яркие вспышки боковым зрением и смогли вовремя остановиться.
Аналогичную идею для спасения телефонных зомби собираются провернуть и в Австралии.
Кстати, об особенностях сочетания городской фурнитуры и безопасности можете прочитать в блоге у одесского урбаниста Константина Емельянова.
Теперь о смартфонах.
Ничто так не раздражает, как незнакомец, несущийся к вам навстречу, при этом полностью погружённый в экран собственного смартфона. Непредсказуемый, как трёхлетний ребёнок, который только что научился ходить, и беспринципный в необходимости движения, как фура на хайвее. Хотя, признаться, мы все иногда этим грешим.
В некоторых городах придумали решение, чтобы понизить статистику травм от столкновений, растущую в геометрической прогрессии с каждым днём.
Решение простое: выделены пешеходные зоны для тех, кто не может оторваться от написания текста на смартфоне. Эту своеобразную инновацию внедрили на улицах Антверпена, Лондона, Вашингтона, и, что неудивительно, Чунцина в Китае.
Причём сама по себе технология проста до безобразия и схожа с выделенными велосипедными полосами. Единственное, что остаётся смартфоновым зомби, так это иногда поглядывать себе под ноги, чтобы случайным образом не стать эксцентричным украшением на капоте автотранспорта. Но для этого уже прозвучала идея выше.
Смартфоны смартфонами, но ведь можно пойти дальше и внедрить в тротуарную плитку роутер. Так поступила британская телекоммуникационная компания Virgin Media, которая в городе Чешам в Британии в пилотном режиме осуществила проект бесплатного доступа к интернету через Wi-Fi при помощи оборудования, встраиваемого прямо в тротуар.
В рамках проекта компания установила оборудование, которое обеспечивает доступ в интернет через Wi-Fi на улицах и автобусных остановках в центральной части города, а также в городском парке.
На данный момент скорость обмена данными, которую обеспечивает Virgin Media, составляет 166 мегабит в секунду. Доступ к беспроводной сети пользователь может получить через приложение компании для платформы Android.
Все эти инновации, эти предложения далёки от нашей реальности. Возможно когда-нибудь и мы сможем похвастаться внедрением таких технологий для комфортного города. Пока же нужно начать с самого простого. Привести в порядок то, что имеется сейчас, и постараться поддерживать его не только в разгаре предвыборных компаний и на ситилайтах.<