День пятый. “Привет из Фукусимы”, “Альбом” и украинский короткий метр


20.07.2016 13:30
1 044

Экватор кинофестиваля подарил всем гостям и участникам порывы шквального ветра и скрип песка на зубах. Кинозабег дня решено было начать с черно-белой картины “Привет из Фукусимы”, кадры из которой зацепили взгляд еще при просмотре каталога.

фукусима

Фильмы-катастрофы - это о боли и страхе, фильмы-миникатастрофы - о ранах душевных, последовавших за этими бедствиями. Молодая девушка, пережившая личную травму, приезжает в Японию, в район Фукусимы, пострадавший от наводнения и взрыва на атомной электростанции в 2011 году. Понимая, что не может облегчить людское горе, она уезжает в “зону” и селится у старой Сатоми, чей дом был разрушен. Две кардинально противоположные женщины по крупицам восстанавливают разрушенное жилище и пытаются вновь обрести себя. Ведь лучший способ забыть о душевных трещинах - начать помогать другим….

Хоть фильм и снят немецким режиссером Доррис Делли, от него непередаваемо веет ранним Ким Ки Дуком: и тихая вкрадчивая музыка,  и длинные безмолвные кадры, и тема душевного исцеления. По словам создательницы ленты (которая, любит Японию всем сердцем и создала уже четыре фильма про эту страну), съемочная группа на протяжении 7 недель делила жилище в виде контейнеров с рабочими, которые каждое утро выезжали снимать 15-сантиметровый слой зараженного грунта на участке в 500 км, а жители приюта - это реальные люди, пережившие эвакуацию 5 лет назад

Черно-белая картинка, неизменно зачаровывающая Япония, незамысловатый, но очень проработанный и глубокий сюжет, завязанный на личных “стихийных бедствиях” сделали своё дело - глаза опять мокрые, а фильм получает от меня максимальные 5 баллов.

Далее по программе шёл первый блок украинских короткометражек. Украинский короткий метр пока еще вызывает несколько настороженное отношение, но все же на этот блок я решила пойти, в том числе из-за того, что хорошая знакомая (а по совместительству писательница, поэтесса и режиссер) Ира Цилык привезла на конкурс свой фильм “Дом”. В целом, данная часть выдалась довольно тяжёлой по ощущениям, особенно “Люди, которые пришли к власти” - такое кино совсем тяжело смотреть тем, кто не понаслышке знаком с бетоном блокпостов и сыростью блиндажей. Было место и для смеха (“Дедочек”, “Однажды в Одессе”), и для взгляда на себя со стороны (“24”), и для недоумения (“Без тебя”). Одним словом, по первому блоку трудно сделать общий вывод о состоянии короткого метра в Украине, уверена, что нужно смотреть дальше.

короткий метр

Конечно, я предполагала, что на премьеру фильма “Моя бабушка Фанни Каплан” с рыжеволосой Екатериной Молчановой в главной роли (вы, думаю, помните ленту Наны Джорджадзе с ещё участием “Моя русалка, моя Лореляй”) будет достаточно трудно попасть. Но когда толпа уже чуть ли не штурмом брала двери Синего зала Родины, организаторы сделали ход конем и объявили о  дополнительном сеансе в пятницу.

Поэтому решение идти на фильм “Альбом” из секции “Турецкий фокус” возникает моментально. Эта работа - дебют молодого режиссёра Мехмета Джана Мертоглу - была отмечена на Каннском фестивале (в своё время громкий фильм “Племя “ Слобошпицкого получил ее же), а сам создатель удостоился премии “Лучший инновационный режиссёр года”.

альбом

Лента весьма специфическая в том плане, что хоть и идея не новая, метод донесения ещё до зрителей заставляет крепко задуматься. В центре внимания бездетная пара, мечтающая о ребёнка,однако, будучи не в состоянии родить своего малыша, они решаются на усыновление. Предрассудки общества вынуждают девушку доходить до абсурда, нося накладной живот, а костность турецкого общества, показанная в фильме долгими кадрами без движений,без действия и без слов, и эмоциональный диапазон семейной пары, находящийся чуть ли не на уровне спичечного коробка, постоянно включают в голове сигнальную лампочку “А зачем им этот ребёнок вообще?”

альбом1

Переменчивая погода и прохладный ветер не помешали принять решение ехать на вечеринку в Mantra Beach Club, ведь сегодня выступало забавное девчачье трио Panivalkova - один из ярких примеров “новой украинской музыки”. Простые аранжировки, но с затейливыми ходами, необычная перкуссия, безбасовость, отсутствие шаварщины, кристалльно чистое звучание, лингвистическое разнообразие текстов - и вот весь клуб уже зажигательно танцует. Кстати, стоит отметить, что вечеринки проходят без большого скопления народа, нижняя терасса так вообще по большей части пустует, а посему можно спокойно лежать в гамаке с бокалом брюта в руках и слушать море под задорный аккомпанемент девичьего французского шансона с украинским послевкусием.

Читайте также:

День четвертый. "Вкусный" Керуак и чернобыльский "Распад"

Рассказать

Читайте также