«Где мы есть»? Проблемы и перспективы развития украинского авторского кино

30.11.2015 16:18
980

28 ноября в рамках фестиваля авторского кино «Мы есть» состоялся круглый стол, на котором обсуждались проблемы и перспективы развития экспериментального кинематографа в Украине.

В обсуждении, которое состоялось в помещении Инотеатра на киностудии имени Довженко принимали участие: программный координатор ОМКФ Антельм Видо, соосновательница украинского дистрибьютора авторской документалистики «86PROKAT» Надежда Парфан, украинский кинокритик, режиссёр Станислав Битюцкий, победительница национального конкурса короткометражных фильмов ОМКФ Марина Степанская и директор кинотеатра «Инотеатр» Ольга Копылова.

Антельм Видо считает основной проблемой арт-хаусного кино в Украине нехватку кинотеатров, которые специализируются на дистрибуции и показе этого киносегмента. Для примера он привёл Францию, где широко распространены залы, которые транслируют такого рода продукцию.

2

Ольга Копылова, Надежда Парфан, Антельм Видо

Кинокритик и режиссёр Станислав Битюцкий также полагает, что отсутствие альтернативного проката губительно сказывается на популярности жанра арт-хаус среди зрителей. Он считает, что, помимо этого, в Украине острый дефицит СМИ, которые занимаются обзором и критикой прокатных кинолент. Критик отметил, что раньше эту функцию выполнял, к примеру, журнал «Афиша», но теперь сместил акценты в сторону обзора массового кино. Таким образом, большой процент населения слабо проинформирован насчёт положения современной украинской киносцены.

Эту функцию успешно могут выполнять кинофестивали, считает Надежда Парфан, но они также слабо популяризированы среди украинцев. Одним из инструментов привлечения людей предлагают использовать Opinion-Leader («лидеры мнений» англ.). В Украине действуют несколько фестивалей: Киевский международный фестиваль «Молодість», Одесский международный кинофестиваль, Международный кинофестиваль короткометражный фильмов «Харківський бузок», Международный некоммерческий фестиваль альтернативного кино «Ирпинский кинофестиваль». Отчасти они выполняют функцию популяризации украинского кинематографа, но этого всё ещё недостаточно.

В числе проблем для режиссёров этого жанра также назвали: нехватку финансирования при создании кинолент, слабую просветительскую деятельность, отсутствие спонсорства государства, зависимость киношников от решения о дистрибуции у Госкино и т. д.

Станислав Битюцкий, Марина Степанская

Станислав Битюцкий, Марина Степанская

Но есть у украинского кино свои перспективы и достижения.

По словам Битюцкого, 2013 год стал одним из самых «урожайных» для украинского кинематографа. События на Майдане дали толчок созданию кино и вдохновили огромное количество режиссёров.

Как заметила Надежда Парфан, особое развитие за 2 года получило документальное кино: «Майдан» Сергея Лозницы, «Всё пылает» в соавторстве двух режиссёров Александра Течинского и Алексея Солодунова, «Молитву за Украину» Евгения Афиниевского.

Намечаются перемены и в художественном кино: в прошлом году сыскали славу «Поводырь» Олега Санина, «Племя» Слабошпицкого. Отметили и значительный прогресс на ниве короткометражного кино: Марина Степанская, Екатерина Горностай, Денис Фурдин и El Parvulesco.

Подводя итоги, участники круглого стола пожелали, что в следующем году на повторном обсуждении им удастся рассказать о значительных переменах и успехах в развитии экспериментального кинематографа в Украине.

3

Рассказать

Читайте также