Военное положение: держать порох сухим

27.11.2018 10:10
455

Итак, после непростых обсуждений депутаты Верховной Рады подтвердили указ президента о введении на отдельных территориях Украины военного положения.

Впервые в истории нашей страны задействован механизм, предусматривающий возможность временного расширения полномочий власти и ограничения прав граждан в условиях войны или угрозы войны. Можно долго обсуждать, какими соображениями руководствовались глава государства и народные депутаты, когда принимали это решение, но факт остается фактом: завтра мы окажемся в новой правовой реальности. Что это будет за реальность, что изменится для нас, граждан Украины?

Особый режим военного положения прямо предусмотрен Конституцией Украины. Он вводится для устранения угрозы государству, отпора военной агрессии, устранения угрозы независимости, национальной безопасности, территориальной целостности.

Конституция содержит перечень прав и свобод граждан, которые нельзя отменить или ограничить. Неприкосновенными являются принципы равноправия и неприкосновенности граждан, их право на жизнь, честь и достоинство. В условиях военного положения нельзя лишать гражданства, ограничивать право на судебную защиту, отменять презумпцию невиновности.

Среди конституционных прав, которые могут быть временно ограничены — право частной собственности, право на предпринимательскую деятельность, на свободный выбор места работы, на забастовку. Также не гарантируется тайна переписки, неприкосновенность жилья, свобода совести, слова, собраний, избирательные права, право объединения в политические партии, общественные организации, профсоюзы.

Безусловно, это не значит, что уже на следующий день после введения военного положения распустят все партии и общественные организации, национализируют все частные предприятия, граждан направят на принудительные работы, а больше трех собираться запретят. Однако если для устранения угрозы государству потребуется — все это может быть введено в порядке, предусмотренном специальным законом.

Закон Украины «О правовом режиме военного положения» был принят уже после аннексии Крыма, в 2015 году. В нем детально расписано, кто и в каких ситуациях задействует механизмы военного положения.

По закону, право использовать их получает военное командование. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны содействовать в этих вопросах военным. В случае, если местные советы и органы самоустранятся, президент может создать вместо них временные военные администрации. Военные администрации получают всю власть на определенной территории, вплоть до утверждения местного бюджета, коммунальных тарифов и выдачи строительных разрешений. Военное командование, военные администрации, местные органы власти становятся подконтрольны Совету национальной безопасности и обороны (СНБОУ).

Что касается ограничения прав и свобод граждан, то в случае объявления военного положения военное командование может: вводить трудовую повинность; принудительно отчуждать частное, коммунальное, государственное имущество, использовать ресурсы предприятий для военных нужд; увольнять руководителей предприятий и учреждений и назначать вместо них исполняющих обязанности; вводить комендантский час; вводить квартирную обязанность (обязательное размещение военнослужащих в домах и квартирах граждан); запрещать выезд военнообязанных; ограничивать передвижение граждан и транспорта; вводить нормы потребления продовольствия и других товаров; при необходимости — эвакуировать население.

В условиях военного положения могут измениться привычные нам правовые механизмы. Например, военное командование может своей властью (а не через суд, как мы привыкли) запрещать митинги, демонстрации и массовые мероприятия, проводить проверку документов, осмотр вещей, транспорта, жилья; ограничивать право на выбор места проживания (фактически — выселять людей); регулировать работу печатных и электронных СМИ, запрещать работу личных радиостанций и передачу данных в компьютерных сетях, изымать электронику и компьютеры.

Безусловно, существуют ограничения и защитные механизмы против возможного произвола. Например, вопросы принудительного изъятия собственности в условиях военного положения регулируются отдельным законом, согласно которому стоимость реквизированного имущества компенсируется либо до его изъятия, либо после. Но, как говорится: на войне — как на войне. Особенно несладко придется гражданам государства, которое угрожает нападением или осуществляет агрессию. По закону, их могут интернировать (принудительно поселить в специально охраняемых местах).

Безусловно, военное положение — это крайняя защитная мера. Закон содержит инструменты, которые могут дать военным фактические неограниченные полномочия на все возможные случаи. Но не всегда такие меры оправданы, поэтому чаще всего в законе встречается слово «могут». Правовые механизмы военного положения — это даже не заряженное оружие, а целый арсенал, который государство может применить в случае необходимости для своей защиты. Но при неумелом или неправильном использовании этот арсенал вполне может стать опасным для самого государства и его граждан. Поэтому главное — удержать баланс между вопросами обороны, правами и свободами граждан и интересами промышленности и бизнеса.

 

 

 

 

Источник: Думская<

Рассказать

Читайте также