Украинский курсант отвел обреченный самолет от жилых поселков: двигатель крылатой машины обследуют в Одессе
Курсант Харьковского национального университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба, выполняя обычный учебный полет, проявил хладнокровие, не растерялся после внезапной остановки двигателя и отвел свой учебно-тренировочный Л-39С от жилых построек. «Думской» стали известны подробности инцидента. Происшествие случилось 2 июля этого года. Примерно в 16 часов курсант-третьекурсник Алексей Биченко отправился в свой восемнадцатый самостоятельный учебный полет на самолете Л-39С. Будущий летчик оторвал тренировочную машину от полосы аэродрома Чугуев и направился выполнять полетное задание. Оно было простым — долететь до точки, указанной на карте, и вернуться обратно. Выполнив задание, курсант развернул машину в обратный путь, но внезапно начали падать обороты двигателя, и через несколько секунд он остановился. Ситуация, в которой оказался Алексей, может ввести в ступор даже опытного пилота: остановки двигателя в полете крайне редки, а опыта у молоденького курсанта нет, да и за спиной не сидит всесильный инструктор – полет самостоятельный. Но не тут-то было. Справившись с секундным волнением, Алексей доложил о случившемся руководителю полетов, который мгновенно успокоил будущего офицера и предложил ему попробовать запустить двигатель. На высоте около 2000 метров и скорости 450 км в час курсант сделал несколько попыток запуска, оказавшихся безуспешными. Хотя самолет планировал и был управляем, но до аэродрома было очень далеко. Руководитель полетов отдал приказ катапультироваться, но Алексей медлил. Вокруг были небольшие поселки, и он не хотел, чтобы неуправляемая машина «встретилась» с жилыми строениями. Снизившись до 400 метров, он направил самолет в направлении недавно убранного пшеничного поля и только после этого рванул из-под себя ручки катапульты. Экстренная ситуация прошла штатно, Алексей приземлился на убранное поле, а машина упала в нескольких сотнях метрах от него. Даже после катапультирования курсант не потерял самообладания и сделал все по инструкции – доложил о том, что все в порядке, разложил парашют как ориентир и стал ждать спасателей. Через несколько дней на одесский авиационный завод был доставлен виновник происшествия – двигатель АИ-25ТЛ, который был разобран и осмотрен специалистами предприятия. По сведениям «Думской», этот двигатель был установлен на Л-39 (бортовой 08) в 2014 году, эксплуатировался весьма интенсивно и наработал более 800 часов, сделав около 1000 полетов. Официальных результатов расследования комиссии пока нет, но специалисты утверждают, что двигатель остановился по не зависящим от производителя и эксплуатанта причинам. Тем не менее, в инструкцию по эксплуатации будут внесены некоторые изменения, в будущем исключающие подобные инциденты. Надо сказать, что катапультирование из самолета считается одним из самых сложных элементов в подготовке летчика. Сейчас Алексей Биченко прошел курс реабилитации в госпитале, его здоровье в полном порядке, и он продолжит обучение в Харьковском национальном университете Воздушных сил. По материалам сайта Думская.
<