Первоисточником ложной информации стала страница в Facebook, которая носит название «Комісар Рекс в Україні». Как оказалось, она была создана специально для проверки качества работы отечественных СМИ. Свои мысли по поводу эксперимента выразил его автор, Андрей Приймаченко, передаёт Platforma.
В Украинском католическом университете на днях проводилась украино-австрийская школа мультимедийной журналистики, темой которой стала пропаганда. Я был ментором одной из групп и предложил своим студентам проверить тезис, что фейк можно запустить, не имея фактически ничего. Мы специально выбрали такую «несерьёзную» тему, чтобы никому не навредить. Украинские СМИ активно подхватили фейк и копипастят его в лучших традициях. Одному львовском СМИ — «Твой город» — посчастливилось быть на презентации, и они сразу же всё опровергли. Однако мы до сих пор продолжаем делать скриншоты и в скором времени добавим их на страницу проекта (стоит заметить, что адрес страницы сайта «Твой город», где опровергается фейк, звучит так: "ukrainskyy_sezon_serialu_komisar_reks_znimut_u_lvovi_76244.html", а СМИ извинилось за то, что сначала распространило непроверенные данные — то есть в первом варианте публикации эксперимент всё же сработал).
По мнению автора эксперимента, основная доля ответственности должна ложиться не на самих журналистов, а на редакторов, которые неправильно организовывают рабочий процесс.
Главный вывод эксперимента: виноваты не украинские журналисты, а редакторы и система публикации новостей, которую они создали. Как может журналист публиковать в день 20 качественных новостей? Ответ — никак. Журналистам выставляют норму, они должны гоняться за новостями и нет времени их качественно проверять. Поэтому те редакторы, которые обиделись на нас за наш эксперимент, в первую очередь, могли бы опубликовать информацию о том, какая зарплата у журналиста, который ведёт ленту новостей в их изданиях.
Если представить, что этот фейк был бы не о собаке и булочке с колбасой, а о террористах и автоматах Калашникова, то этот эксперимент приобретает новые краски. Ведь порой достаточно нескольких часов, чтобы разогнать панику среди людей. А наша «новость» гуляла по украинским СМИ более суток. И гуляла бы дальше, если бы одно львовское СМИ случайно не узнало о том, что «Комиссар Рекс» во Львове — это выдумка. И это мы имели всего лишь доступ к Facebook и 9 долларам. А если бы мы имели сеть СМИ с мультимиллионный бюджетом?
Я считаю, что с результатами этого эксперимента должны ознакомиться не только украинские журналисты, но и европейские, потому что засилье ложной информации — это болезнь современной журналистики.
А редакторам украинских СМИ, которые на нас обиделись, я бы порекомендовал просто проверить факты, которые мы отметили в «новости»: причастность Министерства информации, 6 000 000 евро, австрийский фонд и скандальный актёр.
На фейковую новость «повелось» множество изданий: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», Zaxid.net, zik.ua и другие.<