24 ноября в Брюсселе прошел пятый саммит «Восточного партнерства». На встречу с лидерами стран ЕС прибыли коллеги из подопечных стран - Украины, Грузии, Молдовы, Азербайджана, Армении (президент Беларуси прибыть отказался). Ожидалось, что для Украины на саммите может быть припасена особая «изюминка» - представлен документ под названием «Европейский план для Украины». Однако вышло по-иному... Документ предполагал европейские инвестиции в украинскую экономику в размере 50 млрд евро на протяжении 10 лет. Деньги, согласно плану, должны были начать поступать уже с 2018-го, и направляться, в первую очередь, на развитие инфраструктуры и поддержку малого и среднего бизнеса.
Разработчики документа, именуемого «Планом Маршалла для Украины», действительно проводят аналогию с амбициозной программой восстановления разрушенной Второй Мировой войной экономики стран Европы, которую финансировали и провели в жизнь США с конца 1940-х годов. Успешность этого плана создала основы для последующей евроинтеграции, а заодно и помогла решить военно-политический вопрос противостояния с СССР. Следует помнить, что исторический план Маршалла принимался в условиях реальной военной угрозы Европе со стороны СССР. Танковые армады Сталина за 5 дней могли оказаться у берегов Атлантики. Идеи коммунизма на волне победы над нацизмом были сильны, как никогда. Потому план Маршалла начал воплощаться в жизнь одновременно с созданием НАТО, о чем часто забывают.
Американцам нужно было показать эффективность своей модели развития для Европы, и закрепить в своей орбите западную и центральную части субконтинента. Поэтому в план Маршалла было вложено столько средств: общая сумма ассигнований только с апреля 1948-го по декабрь 1951 года составила около 13 млрд долларов (порядка 140 млрд в современных ценах). Основная доля пришлась на Великобританию (2,8 млрд), Францию (2,5 млрд), Италию (1,3 млрд), западную часть Германии, контролируемую союзниками (1,3 млрд), и Голландию (1 млрд). Причем характерно, что на наиболее пострадавшие от войны Германию и Голландию были выделены суммы меньшие, чем на Великобританию, на территории которой даже не было вражеских войск.
«План Маршалла» реализовывался до второй половины 1960-х. Итоги двадцатилетних американских усилий оправдали себя: был задан атлантический вектор развития Европы, а симпатии к левым идеям поблекли, во всяком случае, в отношении «классических» марксистских партий.
С тех пор само понятие «план Маршалла» стало мемом, обозначающим аналогичные попытки Запада вытащить из разрухи какую-либо страну или группу стран. И далеко не всегда, особенно в странах Африки или мусульманского мира, эти проекты были успешны. Достаточно упомянуть недавние вложения, сделанные американцами в Ирак и Афганистан. Обе эти страны по-прежнему показывают чрезвычайно высокий уровень политической нестабильности и экономической беспомощности. Они продолжают быть аренами гражданских войн и становятся субъектами постоянного внешнеполитического воздействия – вплоть до прямого вторжения, а также сталкиваются с успешными попытками сепаратизма (проблемы с ИГИЛ и Курдистаном в Ираке, перманентная нестабильность на афгано-пакистанской и афгано-иранской границах и т.п.)
Украина, во-многом, находится в схожем положении. На нашей территории идет война, часть государства оккупирована, сохраняется угроза полномасштабного вторжения войск агрессора. В стране чрезвычайно высок уровень коррупции, а политическая элита демонстрирует откровенно «паразитарную» модель поведения, в т.ч. и в отношении западных партнеров, ожидая от них исключительно все новых финансовых вливаний.
С другой стороны нельзя не отметить, что западный опыт экономической помощи отдельным странам исходит из конкретной ситуации в том или ином государстве. Так что те, кто берется за разработку подобных документов, обычно просчитывают риски. Иракский или афганский примеры для Украины все-таки, в силу разницы менталитетов и исторических процессов, не очень приложимы. На постсоветском пространстве ситуация имеет несколько иной «окрас»: в частности, все участники «Восточного партнерства» декларируют желание войти в Евросоюз.
Порошенко заявил, что Украина рассчитывает в углубление сотрудничества с ЕС по следующим пунктам: энергетический союз, цифровой единый рынок, таможенный союз и ассоциация с Шенгенской зоной.
Мы хотим больше Европы в Украине», - напоследок заявил Порошенко. Не совсем ясно, кому в большей степени был адресован этот посыл – европейцам или украинцам.
Казалось бы, итоги саммита для Украины - справедливые и неутешительные. Однако вряд ли идею о некоем особом экономическом плане для нашей страны можно считать отложенной в очень уж долгий ящик. Все зависит от того, захотят ли европейцы ближе к 2019 и 2020 годам, когда в нашем государстве должны пройти, соответственно, президентские и парламентские выборы, сделать ставку на действующую власть, или какую-то ее модификацию.
И если в Брюсселе, Берлине, Париже и, конечно же, в Вашингтоне, будет решено, что имеющаяся "украинская элита" которых все-таки нужно поддержать, то планы очередной финансовой помощи вновь лягут на стол европейских политиков и станут основой для реального выделения денег. Однако уже с намного более жесткими условиями контроля, чем это было сделано в 2014-15 годах, когда новой украинской власти поверили, во-многом, «авансом». Время для авансов кончилось. Подходит время отвечать за обязательства и платить по счетам.
Активное финансирование малого и среднего бизнеса, преподносимое авторами документа как основное средство решения украинских проблем, что в наших условиях может оказаться просто благим намерением. Наша история показывает, что каждое правительство Украины говорило о содействии приватному сектору, а вместо этого делало его жизнь еще хуже. Смогут ли иностранцы проконтролировать бизнес-климат в Украине, и реально помочь в облегчении жизни малых и средних предпринимателей? Это представляется весьма сомнительным.
Максимум, что может быть сделано под иностранным контролем – приняты очередные законы об облегчении налогообложения и кредитования бизнеса, а также введен очередной мораторий на проверки. Деньги, которые планировалось собрать в госбюджет с этого сектора экономики, просто будут заменены на деньги западные. Конечно, это может временно облегчить жизнь бизнесменов, но вряд ли создаст для них уверенность в завтрашнем дне. Ведь деньги доноров в определенный момент закончатся – и украинское государство снова вспомнит о тех, кого оно привыкло доить регулярно…
Кроме того, европейцы считают, что и так уже вложили в Украину достаточно средств, не увидев при этом выполнения целого ряда оговоренных с ЕС условий.
Источник: http://kontrakty.ua/article/109171<