В информационной повестке Одессы, особенно в теплое время года всегда много фестивалей, в том числе и с приставкой рок. Однако многие из них вспыхивают раз-два и гаснут. Долгоиграющих фестов раз два и обчелся, и «Кончится лето» - один из них. В этом году уже тринадцатый по счету. Как удается сохранять ваше детище на плаву?
За то время, то мы делаем фестиваль, мне много чего говорили. И что название не такое, и что группы не те, и вообще всякое. Для нас же все понятно – тогда, когда все начиналось, это было желание вспомнить в дружной компании всех безвременно ушедших рок-музыкантов. Название дала одноименная песня группы «Кино» «Кончится лето». Фестиваль бы называться и иначе, но смысл от этого не меняется. Сейчас фестиваль, он как ребенок уже. Приходит время, начинается лето, и ты понимаешь, что нужно делать его, собирать команды, готовить площадку для проведения, нужно продолжать, ибо кто ты такой без истории и традиций? Если ты из года в год меняешь свое мнение, то это как-то неправильно, мне кажется.
Для тебя фестиваль – ребенок, а что он для зрителей? Есть ли своя аудитория?
Есть люди, которые регулярно его посещают, спрашивают заранее, волновались вот в этом году, что лето прошло, а фестиваль не состоялся. И ты понимаешь, что он нужен кому-то.
А есть ли какая-то прагматическая сторона вопроса?
Нет, материально тут сложно что-то выиграть, но для меня прагматическая сторона заключается в том, что фестиваль – это отличная возможность привести какого-то всеми любимого исполнителя, сольный приезд которого организовать было бы сложно. Собственно-то перенос фестиваля на середину осени и был связан с желанием сделать его как можно более представительным.
Кого ты хотел видеть в этом году на «Кончится лето», но не срослось?
Вообще, как и обычно, планировали фесиваль на последние числа лета, ожидали приезд таких групп как «Бикфордов» и «Вперше чую». Такой вариант не был бы эксклюзивом, так как ребята уже выступали раньше у нас, но «Вперше чую» это были бы очень хорошие хедлайнеры. Так же планировал киевскую команду «Друзья Гагарина», но все это в силу различных причин не удалось.
Тем не менее, фестиваль обещает быть еще более представительским…
Да, будет наш традиционный и всеми любимый Алексей Вдовин, но будет и совершенно новый и очень интересный гость – Павел Пиковский из группы «Хьюго». Оба исполнителя представляют Москву.
Ты рассказываешь о фестивале, о гостях из других городов и даже стран. При этом зрительская аудитория – это клубный уровень, это относительно небольшое количество людей. Билеты недорогие. А кто за это все платит? Ведь приезжим нужно как минимум оплатить дорогу.
Фестиваль все годы был на грани самоокупаемости и далеко не всегда это удавалось. Собственно, ничего не изменилось в этом плане. Если мы говорим об исполнителях с России, то здесь ситуация такая: у них и так идет тур по Украине, специально мы их не везем. Поэтому оплачивать нужно не поезд Москва-Одесса, а к примеру, Запорожье-Одесса. С ними есть договоренности по определенным, очень небольшим суммам гонораров.
Так сколько же стоит устроить фестиваль?
Бюджет фестиваля в этом году составляет 9-10 тысяч гривень.
Одесса, по крайне мере, не так давно считалась довольно капризным городом с точки зрения посещаемости рок-концертов андеграунда. Ты сам говорил, что порою хотелось все бросить, когда приезжает интересный исполнитель, а на него приходит 20-30 человек. При этом в тех же Днепре, Харькове, Запорожье публики в разы больше. Что-то изменилось в нашей культурной столице?
Все всегда зависит от организатора и его уровня, навыков и знаний, масштабности сарафанного радио. Да, бывает так, что сходятся звезды, исполнитель неожиданно попадает в какую-то аудиторию, и аншлаг. Но, как правило, это дело просчитывается. Могу сказать, что ситуация с Одессой серьезно изменилась, и вот почему: раньше в городе было 5-6 клубов, которые конкурировали друг с другом и привозили исполнителей из других городов и даже стран, пытаясь перетянуть именно концертную аудиторию, то есть тех, кто идет слушать музыку. Сейчас мест стало больше, везде играют кавер-бэнды и очень редко интересные группы и исполнители. Но даже если они и появляются, то звучат в фоновом режиме. Привычная картина, это когда полный клуб людей, но исполнителя слушают 10-15 человек, а остальные пьют, едят и общаются друг с другом. Они тоже заплатили за входной билет, но концерт для них – не главное. Получается, что в плане денег все нормально, бар работает исправно, касса пополняется, но творчество тут как-бы не совсем причем…
На этом фоне твой More music club был, так сказать, белой вороной…
С одной стороны мы были белым пятном, с другой, напротив, в выигрышном положении. У нас концентрировались те люди, которым интересно творчество. Мы принимали все группы, которым негде выступать, либо те группы, которым надоело играть перед теми, кто пришел не слушать, а есть шашлык. У нас были самые разные концерты, в неделю 4-5 разных выступлений, и каждый раз разная публика, которая приходила за своими любимцами. А была и совсем своя публика, которая просто приходила, потому что им нравится место. Поэтому сейчас в Одессе с посещением все в порядке, в других же городах стало труднее отбить затраты. И, к слову, More music club с 21 октября возрождается, только уже не на Жуковского, 23, а на Бунина, 12. Он будет значительно более просторным, но надеюсь, таким же уютным.
Почему так происходит, что одесситы стали активнее ходить на концерты?
Люди снова голодные до событий, до творчества. Отчасти это вызвано обилием клубов, поставивших на кавер-музыку. То есть, ты хочешь сходить на эксклюзивный концерт, а тебе предлагают послушать блюзовые стандарты или хиты Uriah Heep в исполнении какой-то местной группы. Но ключевое – это сдвиг в сознании людей, которые тянутся к европейской культурной традиции, хотят расширять свои горизонты, ищут новое и интересное. Все-таки раньше наш андеграунд – это было в основном что-то акустическое, зачастую с «русскороковой» основой. Сейчас все иначе: инди-музыка, ориентированная на Европу. И наши музыканты могут удивлять, им есть что сказать. И это круто.
С этим связано, я бы сказал засилье групп с англоязычными названиями и англоязычным или частично англоязычным репертуаром?
Это вектор развития общества и его культуры в целом. В конце 60-х годов в СССР тоже пели рок на английском языке, а играть на русском было признаком дурного тона. Музыка пришла с запада, люди, не знавшие текста, не понимавшие смысла, слушали эти песни, танцевали под них и купались в этом потоке свободы. Потом прошло время, произошло осознание, люди стали внутренне еще более свободными и поняли, что могут сами творить на родном языке – так случился расцвет русского рока в его классическом обрамлении: «Аквариум», «Кино», «Наутилус» и так далее. Сегодня есть схожие моменты: мы маленькими шажочками начинаем расти, но сегодня рок-музыка в Украине, конечно же, не культурная революция, как было в 60-х, а просто осмысленный выбор. Все очень просто: как бы там не говорили, но государство сделало европейский выбор развития и, как результат, творческие люди тянутся к музыке, ориентированной на Европу.
Когда-то БГ, вернувшись из США, сказал, что «наши гитаристы не нужны на Западе, они нужны в Тюмени». С тех пор что-то изменилось?
Думаю, что БГ сказал это не в укор советским музыкантам, а просто дал понять, что то общество отстало в развитии от западного, и нет смысла со своей клешней туда лезть. Сейчас есть украинские коллективы, которые едут в Европу и находят там отклик. Думаю, не последнюю роль играет и тот момент, что в Европе есть интерес к Украине.
А кто эти люди, покоряющие Европу?
Есть киевская группа Stoned Jesus, исполняющая тяжелый рок, блюз-рок с элементами пост-рока. Мы смотрели на них здесь и понимали, что это круто. Ребята поехали в один европейский тур, во второй тур, и в итоге доехали до Южной Америки. Они реально востребованы, и собирают залы по 500-700 человек. Есть группа Sinoptik, изначально донецкая, сейчас киевская. Они победили на украинском отборе Battle of the bands, а потом и на мировом конкурсе. После этого пошли туры и востребованность.
Но поют они, разумеется, на английском языке.
Преимущественно, да, однако не всегда. Взять того же Сашу Буля, который уже стал своим в Восточной Европе, у него репертуар как англоязычный, так и украиноязычный. Другими словами, нельзя сказать, что наши исполнители делают что-такое, чего мир не видел, но ему интересно. Миру, в смысле.
Давай вернемся к «Кончится лето». Чего там говорить, фестиваль изначально был данью памяти в основном русскоязычным рок-музыкантам, которые в разное время сформировали такой культурный феномен как «русский рок». Я не помню, чтобы со сцены пели песни Леннона, но вот хиты Цоя, Летова или Башлачева звучат регулярно. Вместе с тем, в последние годы состав выступающих на фестивале участников неуклонно меняется в сторону, отличную от «русского рока». Это требование времени?
Я бы не сказал, что выступающие в последние годы на «Кончится лето» так уже неорганичны с традициями «русского рока». Эта связь все равно остается, просто большинство групп и участников прожили в себе «русский рок», переросли его и оставили в прошлом. Пошли дальше. Я сам уже не могу к этому возвращаться. Что-то первичное, классику «русского рока», что дало толчок, как, к примеру, «Гражданская оборона» я могу слушать. Но когда люди 30 лет делают одно и то же, внося минимальные коррективы в свою стилистику, то это не для меня. На такое нельзя ориентироваться. Всегда важно развиваться дальше, а не застревать в прошлом.
Насколько сложно сейчас привозить исполнителей из России?
Сложно по двум причинам: во-первых, финансовый фактор, ведь им нужно платить в долларах, а при разнице в курсе это делать очень сложно. Во-вторых, вопрос моральный.
Собственно, наверное, это ключевой вопрос. Я знаю людей, которые после событий 2014 года ходить на «Кончится лето» перестали как раз из-за идеологии. Они не хотят видеть россиян.
Те, люди из России, которые приезжают к нам, делятся на две категории. Первые – это антагонисты путинского режима. Они состоят на учете в компетентных органах, они против телевизионной лоботомии, они приезжают сюда и об этом говорят. Вторые – это те, у которых остались еще какие-то вопросы. Которые пытаются понять, что происходит на самом деле. У них здесь остались связи, друзья, знакомые, публика, и отказаться от этого сложно. Ну и есть, конечно те, кто не приезжает: одни заняли какую-то одиозную позицию, другие просто молчат, но осуждают…
Напомним, фестиваль «Кончится лето» состоится 14 октября в коворкинговом пространстве «Терминал 42», начало в 19:00. В этот вечер перед одесситами выступят:
- Алексей Вдовин (Москва)
- Павел Пиковский (Москва)
- +tvorcheskiy vecher+ (Одесса)
- «Продается Солнце!» (Одесса)
- «Капитонов и компания» (Одесса)
- Татьяна Милимко и Da Bitt (Одесса)
- «Человек в очках» (Одесса)
Беседовал Ростислав Баклаженко<