Порто-франко в Одессе — свобода и все вытекающие

26.03.2016 16:48
Андрей Казарян
1 443
Разговоры о присвоении Одессе статуса порто-франко (свободной экономической зоны) продолжаются не одно десятилетие.

Сейчас эти обсуждения вспыхнули с новой силой. 17 марта народные депутаты, которые представляют Одесскую область — Сергей Кивалов, Антон Киссе, Николай Скорик и Александр Пресман, а также депутат Вадим Рабинович — зарегистрировали в Верховной Раде законопроект № 4245 «О свободной (специальной) экономической зоне "Порто-франко"». Депутаты объясняют свою позицию исключительно благими намерениями и заботой о южном регионе. Тем не менее, у нас есть все основания полагать, что чиновники лукавят, умалчивая при этом свои истинные цели.

Чтобы лучше понять суть предложения одесских депутатов, стоит изучить понятие и основные принципы работы свободных экономических зон (СЭЗ).

Свободные зоны свободны не во всём

Особая экономическая зона или свободная экономическая зона (ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории страны. Для них характерны льготные экономические условия, предоставляемые национальным или иностранным предпринимателям. Среди таких льгот можно выделить:

  • отсутствие таможенных сборов за ввоз-вывоз товара;
  • частичное или полное отсутствие налогообложения;
  • введение субсидий (скидки на коммунальные услуги, аренду помещений и земельных участков).

Особый юридический статус свободных зон выражается в том, что на такой территории могут действовать как специализированные законы, так и обособленные органы управления, которые не характерны для остальной части страны. Чаще всего, подобные контролирующие органы называют администрациями. Они отвечают за множество важных процедур, таких как выдача разрешений на ведение определённых видов деятельности и регистрация компаний в пределах СЭЗ.

Таким образом, управление экономикой свободных зон во многом зависит от работы администраций. При этом, в большинстве стран этот орган не является избирательным. Его состав формируют на государственном уровне. Очевидно, что жители цивилизованных стран совсем не против доверить финансовое благополучие региона ответственным специалистам и чиновникам.

Объединённые Арабские Эмираты — один из самых ярких примеров среди стран, которые когда-то сделали ставку на СЭЗ. За неполные 50 лет пустыня, которая занимала около 70 % территории и без того небольшого государства (83 тыс. км2), превратилась в настоящий оазис, напичканный высокотехнологичными небоскрёбами, бизнес-центрами и производственными зонами. Правительство Эмиратов выбрало этот курс, чтобы избавить экономику страны от зависимости нефтяной промышленностью. Стоит заметить, что это принесло желаемый результат — благодаря диверсификации экономики доля нефтегазовой отрасли в ВВП к 2009–2013 годам остаётся ниже 40 %. Этот успех вряд ли был бы возможен без привлечения иностранных компаний и инвестиций в свободные зоны.

JAFZA

Jebel Ali Free Zone Authority (JAFZA) — самая большая СЭЗ в мире, расположенная на востоке эмирата Дубай

Похожие программы экономического развития были внедрены в Китае и Сингапуре. Все эти примеры объединяет один очень значимый признак — в каждой из этих стран контроль за деятельностью СЭЗ входил в полномочия государственных органов. Были разработаны чёткие программы развития тех или иных территорий, а в состав администраций свободных зон включались настоящие профессионалы.

Ложка мёда

Одесские нардепы представили законопроект, в котором предлагают возродить режим «Порто-франко» («свободный порт»). Этот статус принадлежал Одессе ещё в XIX веке (1819–1859 г.), что помогло в развитии региона, сделав городской порт и прилежащую территорию одним из самых популярных торговых центров того времени. Но правила экономики успели измениться за эти годы, поэтому глупо было бы рассуждать о целесообразности задумки депутатов через призму истории.

porto-franko-v-odesse

Одесса XIX века

Стоит выделить несколько основных моментов, которые предусмотрены в законопроекте. Авторы предлагают создать СЭЗ «Порто-франко» на период 30 лет в административно-территориальных границах всей Одесской области. Органами управления СЭЗ предлагается сделать Одесский областной совет и его исполнительный комитет в пределах своих полномочий, а также орган хозяйственного развития и управления СЭЗ, образованный Одесским областным советом при участии отдельных субъектов предпринимательской деятельности, которые действуют на территории экономической зоны.

При этом в полномочия Одесского областного совета и его исполнительного комитета должны относиться внесение предложений об изменениях в статусе СЭЗ, утверждение стратегических и текущих программ развития экономической зоны, обеспечение необходимых условий функционирования государственных органов, расположенных на территории СЭЗ; заключение с органом хозяйственного развития и управления СЭЗ генерального соглашения о передаче ему в пользование земельных участков, объектов инфраструктуры, расположенных на территории экономической зоны, а также природных ресурсов местного значения; организация подготовки (переподготовки) кадров; регулирование привлечения к работе в СЭЗ иностранных работников.

Остальную деятельность на территории экономической зоны, включая выдачу разрешительных документов бизнесменам, согласно проекту, должен осуществлять орган хозяйственного развития и управления.

Авторы законопроекта на территории СЭЗ предлагают ввести режим свободной таможенной зоны, а также временные налоговые каникулы для местных предпринимателей. Кроме того, проект предусматривает отсутствие платы за землю со стороны субъектов, реализующих инвестиционные проекты на территории СЭЗ.

Казалось бы, что ещё нужно для привлечения огромных инвестиций, как не отсутствие пошлин и налогов? Нельзя не согласиться с нардепами — «Порто-франко» в Одессе может принести положительные результаты и повлиять на развитие региона. Но, но и ещё раз но...

Бочка дёгтя

А теперь разберёмся в этой проблеме, учитывая современные реалии и тенденции, бытующие в нашем государстве. У любого человека, который проживает в Украине и, в то же время, разбирается в экономике, может возникнуть сразу несколько вопросов, перерастающих в неприятные опасения.

Во-первых, давайте остановимся на пункте о передаче земельных участков. В законопроекте сказано, что руководство СЭЗ может получать от государства землю для реализации определённых проектов. В теории, в этом нет ничего плохого — на месте пустующих зданий советских времён могут появиться различные важные стратегические объекты. Но если учитывать тот факт, что даже сейчас, при наличии некоего контроля за оборотом государственных земель, такие объекты всё равно каким-то образом «разбазаривают», трудно представить, какой хаос начнётся при повторном разделе этих земель.

Во-вторых, достаточно спорным является момент с площадью гипотетической свободной зоны. В тех же Эмиратах СЭЗ формируются вокруг стратегически важных объектов: портов, аэропортов, терминалов, бизнес-центров и так далее. Насколько целесообразно вводить режим «свободного порта» в той же Беляевке или Балте? Не лучше ли начинать с малого, внедряя достаточно сложные механизмы СЭЗ в тех точках области, где это действительно необходимо в первую очередь. Например, сейчас активно обсуждаются вопросы о сложностях работы сухого порта Одессы. Почему бы не подумать о расширении морского порта за счёт постройки свободной зоны?

В-третьих, нужно задаться вопросом — кому на самом деле выгодны (и не выгодны) условия «Порто-франко»? Давайте вспомним, что такие зоны отличает отсутствуие таможенных сборов и налогов. В то же время, благодаря налогам формируется бюджет городского совета, а таможенные сборы, передаваемые в государственную казну, влияют на последующие бюджеты административных органов управления области. Мы не переживаем за благополучие нынешних городских и областных чиновников, но не можем не согласиться, что «Порто-франко» будет идти вразрез их интересам.

Почему нельзя вводить «Порто-франко»?

Создание свободных экономических зон категорически запрещено в тех местах, где продолжают процветать коррупция и преступные махинации. Однако, если мы начнём прямо обвинять авторов законопроекта в таком умысле (хотя на то есть все причины), эту статью назовут «политическим заказом», а автора — «кляузником». Да и наше «против», признаться, основывается далеко не на недобросовестности некоторых личностей.

Нет, оно базируется, в первую очередь, на отсутствии реальной практики создания успешных свободных зон в Украине. Напомним, что подобные инициативы возникали, но ни одна из них не принесла желаемого результата. Тому виной, кстати, во многом были невыгодные условия, которые предлагались предпринимателям.

Но даже если эти условия будут выгодными, а отечественным чиновникам удастся каким-то чудом отыскать опытных работников для администраций (а их должно быть много, учитывая масштабы предприятия), всё равно неизбежно возникнет ещё одна проблема: какая нормативная база будет регулировать положение подобной территории? Ведь законов о «Порто-франко» и «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» (который датирован 92-м годом) для этого явно недостаточно. Для введения СЭЗ потребуются изменения полномочий многих местных и государственных органов, и это только верхушка айсберга.

Свободные экономические зоны — это признак прогрессирующей экономики, и их введение, бесспорно, может помочь решить многие проблемы. Но чтобы организовывать «Порто-франко» по всей Одесской области, у наших властей нет ни ресурсов, ни кадров, ни должной теоретической и юридической базы. В то же время, можно было бы попробовать внедрять СЭЗ в рамках небольших территорий, но, видимо, для наших политиков это было бы слишком мелочно.

Рассказать

Читайте также

Мужчину, который заживо поджег человека в Одесской области, отправят в психиатрическую клинику

22.10.2019
333
Раздельнянский райсуд закончил рассмотрение дела об убийстве, совершенного с особой жестокостью. Обвиняемого отправят в психиатрическую больницу с суровым ...