Разговоры о легализации игорного бизнеса вновь зазвучали после Революции Достоинства. Кто-то упоминал данную реформу в связи с экономической выгодностью, кто-то считал её очередным шагом к европейскому обществу. В любом случае, и по сей день разговоры остаются всего лишь разговорами, а украинцам дают позабавиться с государственными лотереями. И всё бы ничего, но под эгидой лотерейных операторов тут и там открываются залы, оборудованные игровыми автоматами. Ничего общего с принятым понятием «лотерея» у таких заведений нет — достаточно часто там невозможно купить билеты известных украинских розыгрышей.
Подобный бизнес славится своей ликвидностью и высоким спросом. Как бы там ни было, люди продолжают играть, несмотря на то, что официально в Украине подобная деятельность запрещена. Наглядные примеры доказывают, что некоторые особо настойчивые предприниматели добиваются своего, открывая игровые залы прямо в центре Одессы. Возникает вопрос: «как легализовать игорный бизнес в Украине?». Рассмотрим этот процесс поэтапно.
Нормативная база
Чтобы открыть своё заведение с блэкджеком и другими развлечениями, стоит обратиться к законодательству Украины. Нас заинтересует несколько документов: закон Украины «О запрете игорного бизнеса» и «О государственных лотереях». Первый норматив приняли ещё при президенте Викторе Ющенко в 2009 году. Его лаконичность поражает — документ состоит из четырёх статей. Обратимся к нескольким определениям, которые в нём упоминаются:
Игорный бизнес — деятельность, связанная с организацией,
проведением и предоставлением возможности доступа к азартным играм в
казино, на игровых автоматах, компьютерных симуляторах, в
букмекерских конторах, в интерактивных заведениях, в электронном
(виртуальном) казино, независимо от места расположения сервера.
Азартная игра — любая игра, обязательным условием участия в
которой является выплата игроком денег, в том числе через систему
электронных платежей, что позволяет участнику как получить выигрыш
(приз) в любом виде, так и не получить его в зависимости от
случайности.
Надо заметить, что Ющенко ветировал предложенный закон, полагая, что он требует доработки, но парламент под предводительством премьер-министра того времени Юлии Тимошенко преодолел вето и всё-таки принял запрет. Позиция экс-президента была достаточно рациональна:
Парламент сам дал пример того, как нарушать закон, как нарушать те шаги, которые были сделаны в рамках оформления данного бизнеса, тех платежей, которые поступали в бюджет, в том числе и центральный, около полмиллиарда гривен, и многие другие вещи, которые нарушают права и свободы — и парламент так легко отбросил это, — сказал В. ЮЩЕНКО, добавив, что это решение свидетельствует о том, что для этого состава Верховной Рады права и свободы человека не является ценностью, «а есть только политическая целесообразность — нужно пиар пустить».
И действительно. Четвёртой статьёй парламент в своё время «убил» весь существующий частный игорный бизнес, написав о недействительности ранее выданных лицензий. Украина стала страной, не приветствующей игроманию в обществе, что никак не повлияло на уровень распространения этого явления.
Беда заключается в несовершенстве норматива. Игорные заведения продолжали появляться, ведь ответственность за нарушение закона весьма лояльна. 8 000 прожиточных минимумов (в 2009 — около 6 млн грн, в 2016 — 12 млн грн) — и вы можете спокойно продолжать своё существование. Конечно, документ ещё предусматривает передачу оборудования и дохода в пользу государства. Но трудно представить себе, скольким людям удалось договориться с прошлой милицией более полюбовно, без жёстких санкций.
Во времена правления Януковича ситуация с игорным бизнесом слегка изменилась. В начале 2012 года одиозный президент подписывает закон Украины «О государственных лотереях». Те, кто помнит особенности правления команды Януковича, не удивятся содержанию статьи 4:
Статья 4. Государственная монополия на организацию лотерей
1. В Украине запрещаются:
- организация, реклама, распространение лотерей, не имеющих статуса государственных;
- распространения лотерей, организованных за пределами Украины, включая их рекламу, а также участие в них;
- организация и проведение игр, участие в которых принимают лица, находящиеся за пределами помещения, где проводится игра, если такая игра не имеет статуса государственной лотереи;
- организация и проведение игр с накопительным (общим) главным призом, если места приёма платы за участие в игре расположены за пределами одного помещения и такая игра не имеет статуса государственной лотереи.
2. Запрещается проведение лотерей, условия проведения которых противоречат настоящему Закону или проводимых лицами, не являющимися операторами государственных лотерей.
Государственная монополия — это одно из лучших словосочетаний, характеризующих предыдущий режим. Виктор Янукович подчинил себе целую нишу бизнеса, связанного с обогащением на чужих слабостях. Возможно, многие не поймут сути, скрытой за безобидными терминами «государственная лотерея» и «оператор государственных лотерей». Казалось бы, что может быть плохого в том, что специализированные государственные предприятия проводят классические розыгрыши в духе воскресной «Лото-Забавы»?
Под видом лотерей в Украине тут и там начали появляться так называемые «игровые залы». В них люди могли испытать удачу на брендированных автоматах одного из государственных операторов. Более того, счастливые обладатели сетевого подключения имели возможность сыграть в однорукого бандита, не выходя из дома. Некоторые особо предприимчивые хозяева залов размещали в заведении бар со спиртными напитками, чтобы влюбить свою клиентуру окончательно.
Для юридического оправдания деятельности команда Януковича предусмотрела несколько незамысловатых определений в законе. Согласно им, в Украине могут проводиться два вида лотерей:
- мгновенная лотерея — лотерея, в которой информация, которая позволяет определить выигрышные лотерейные билеты (другие средства, которые предусмотрены условиями лотерей, которые позволяют подтвердить участие в лотерее), закладывается случайным характером на стадии их изготовления, то есть до распространения среди игроков лотереи. При проведении мгновенной лотереи игрок может непосредственно после внесения ставки определить, является ли его лотерейный билет или другое средство, которое позволяет подтвердить участие в игре, выигрышным или нет;
- другая лотерея, которая не подпадает под определение мгновенной лотереи, в том числе тиражная, комбинированная.
В цивилизованных странах под мгновенной лотереей понимают розыгрыш, когда человек покупает билетик, стирает его и получает моментальный результат. В отечественных реалиях данное понятие было извращено настолько, что стало включать в себя работу игровых автоматов. Всё, что отличает обыкновенного однорукого бандита от украинского игрового автомата для мгновенного розыгрыша — способ расчёта с клиентом. В лотерее ключевым предметом является билет — именно его получает игрок для обналички джек-пота в отечественном зале.
Лицензирование
Ознакомившись с нормативной базой, мы, как заинтересованные предприниматели, успели заметить, что лотерейная деятельность регулируется законом Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности».
Статья 9. Виды хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию
Согласно этому Закону, лицензированию подлежат такие виды
хозяйственной деятельности:
24) выпуск и проведение лотерей.
Статья 14 этого закона запрещает передачу лицензии другим юридическим и физическим лицам. Закон Украины «О государственных лотереях» прямо предусматривает, что лицензии на деятельность, связанную с лотереями, может получить только государственный оператор лотерей.
Революция Достоинства никоим образом не повлияла на данный бизнес. Государственная монополия проведения лотерей продолжает существовать, причём она работает по тем же схемам, что и во времена правления Януковича. Мгновенные лотереи, бич украинских игроманов, размещаются в уютных потёмках игровых залов, которые скрывают лица сотрудников и клиентов. В них запрещена видеосъёмка, но, что самое смешное, в таких местах зачастую нельзя приобрести билеты лотерей, рекламируемых на наружных вывесках.
Стоит ли говорить, что простые смертные никогда не смогут получить право быть государственным оператором лотерей. Вопрос о предоставлении подобной лицензии решается на высшем уровне — в Кабмине Украины. Сегодня наличием разрешительных документов могут похвастаться несколько предприятий, среди которых особняком выделяются три крупнейшие организации: «М.С.Л», «Украинская национальная лотерея» и «Патриот». Эти компании предлагают множество видов азартных игр, в том числе и виртуальных.
Итак, заручившись поддержкой правительства Украины, нам всё же удалось получить лицензию, и теперь наше предприятие получает статус государственного оператора лотерей. Каким образом лучше организовать игорный бизнес, да так, чтобы получать ежедневную, легко скрываемую от налогов прибыль?
Способы заработка
Каждый уважающий себя государственный оператор лотерей должен располагать тремя категориями увеселительных мероприятий. Во-первых, это общенациональные лотереи с крупным джекпотом. У «М.С.Л» это «Лото-Забава» и «Мегалот», в которой украинец может выиграть до 3 и 7,8 млн грн соответственно. «Украинская национальная лотерея» изобилует сразу тремя лотереями-миллионниками — «Суперлот» (джекпот — около 6 млн), «Кено» (джекпот — около 5 млн) и «Лото Максима» (джекпот — около 1,5 млн).
Эти розыгрыши формируют законную ширму, за которой скрываются банальные казино. Общенациональные лотереи — это единственный продукт, который по всем параметрам соответствует общепринятому понятию лотереи. Кроме того, операторы лотерей, готовясь к проведению очередного розыгрыша, обязуются вносить определённые взносы в пользу государственного бюджета. Например, за счёт таких организаций формируются фонды помощи инвалидам, сиротам и прочим слабо защищённым категориям населения. Так государство оправдывает необходимость существования лотерей.
Нетрудно догадаться, что общенациональные розыгрыши не приносят ощутимого дохода. Их фонды формируются за счёт купленных билетов, а контроль за цифрами берёт на себя казначейство Украины. Если вычесть налоги в пользу государства, то самим операторам идут считанные копейки. Справедливости ради, на иное они и не могли бы рассчитывать.
Как уже говорилось, общенациональные лотереи — лишь ширма для маскировки игорного и букмекерского бизнеса. По сути, для оператора самыми доходными являются две оставшиеся категории игр:
Во-первых, это упомянутые выше игровые автоматы. У «М.С.Л» наглядным примером следует считать лотерею «Золотой триумф». Если вы зайдёте на сайт организации, то увидите, что розыгрыш обозначен в качестве «мгновенной онлайн-лотереи». Тем не менее, перейдя по вкладке, вам предложат выбрать населённый пункт, чтобы в результате определить ближайший игровой зал.
Во-вторых, хорошим заработком следует считать букмекерские конторы, которые организовываются под эгидой государственных лотерей. У «Украинской национальной лотереи» для этого предусмотрено подразделение «Фаворит». У «М.С.Л» — «Спортлига».
По всем признакам эти розыгрыши попадают под определение азартной игры, которое прописано в законе «О запрете игорного бизнеса». Но его нормы давно не воспринимаются всерьёз, ведь украинские законодатели стали создателями юридического ноу-хау — государственных лотерей, копирующих каждый признак азартной игры.
Способы заработка в данном случае очевидны. Созданная государством монополия на игорный бизнес исключает конкуренцию, а значит, у граждан нет иного выбора, кроме как пользоваться услугами «М.С.Л» или «УНЛ». Безусловно, в случае общенациональных лотерей эти компании не станут рисковать, подтасовывая результаты. Но что им мешает настраивать автоматы по собственным, не слишком выгодным для клиентов алгоритмам?
Это достаточно трудно доказать, как и то, что государственные лотерейные операторы могут легко скрывать часть прибыли от налогов. Сейчас появление игровых залов (в Одессе преобладают конторы от «М.С.Л») больше напоминает стихийное бедствие, нежели контролируемое правоохранителями и ГФС явление. Но если предположить, что налоги этими фирмами платятся исправно, то остаётся, как минимум, ещё один резонный вопрос.
Почему государственные лотерейные операторы находятся в руках частных инвесторов?
Почему доходы от данного бизнеса не формируют местные и государственный бюджеты? По данным СМИ, «УНЛ» находится в руках частных инвесторов из Швейцарии, и на долю этой компании приходится всего лишь 7 лотерей. А вот «М.С.Л» предлагает более разнообразный выбор: 13 игр доступны на сайте компании. Как и «Патриот», «М.С.Л» связывают с российскими инвесторами. Основателем этой крупной компании является кипрский офшор Evolot Limited. Наверняка, читатели сами могут догадаться, насколько просто маскировать доходы при помощи таких компаний, особенно в свете недавно вышедшего расследования The Panama Papers.
Так вот, Evolot Limited связывают с одной из крупнейших финансово-промышленных групп России — «Альфа-Групп». В 2010 году её представители якобы договорились с кипрскими предпринимателями о покупке доли в «М.С.Л». Хозяин Evolot Limited Маркос Шиапанис лично опровергал эти заявления, говоря, что и по сей день крупнейший оператор государственных лотерей Украины принадлежит ему безраздельно. ЗАО «Патриот» также контролируется через кипрские офшоры, а конечным бенефициаром называют инвестиционный холдинг Finstar российского миллиардера Олега Бойко.
Таким образом, доход от всех трёх государственных операторов идёт за границу, причём в двух случаях деньги утекают в страну агрессора. Очевидно, что на данный момент ни правительство, ни президент не желают обращать внимания на сложившуюся проблему. Вернее, Пётр Порошенко ещё в 2015 году обложил санкциями «Патриот» и «М.С.Л», но, судя по активной деятельности, они не сильно повлияли на успешность бизнеса.
В Верховной Раде ведутся разговоры о дальнейшей судьбе лотерей и игорного бизнеса в целом. А пока украинцам приходится довольствоваться розыгрышами трёх частных инвесторов или рисковать, находя нелегальные залы. Поверьте, их не так сложно отыскать, ведь это удаётся даже отечественной полиции. Если такое заведение пользуется большим спросом, его хозяевам не составит труда открыться вновь даже после «приёма». Цена вопроса — озвученный в законе «О запрете игорного бизнеса» административный штраф.<