Здание на ул. Жуковского, в котором располагается архив, стоит здесь уже не первый век. Это становится ясно лишь при первом взгляде на его величественные фасады, которые с течением времени успели обветшать настолько, что в некоторых местах можно явно различить трещины. Наверняка многих жителей города интересует, с чем связано столь безалаберное отношение к культурному наследию Одессы.
Редакция «Колокола» решила пообщаться с начальником Одесского архива Владимиром Владимировичем Левчуком, который в последнее время достаточно часто обращал внимание общественности на проблемы учреждения.
Скажите, почему здание государственного архива, которое является памятником архитектуры, и по сей день находится в таком плачевном состоянии?
Абсолютно верно, это здание находится на балансе Управления памятников архитектуры. В то же время, сейчас оно находится в аварийном состоянии, а последний ремонт проводился в 2008 году. Он не дал ощутимых результатов, ведь здание продолжает рушиться.
Выделяются ли средства на реконструкцию этого здания?
Такой статьи расходов нет и не предвидится. Бюджет Государственного архива определяется Областным советом, поэтому в данном случае к городу претензий быть не может.
На одной из недавних пресс-конференций вы заявили, что в здании архива попросту не хватает места для хранения документов. На ваше прошение о предоставлении нового помещения отреагировали достаточно странно — предложили вариант в с. Александровка Коминтерновского района. Как в таком случае продолжать работу?
Конечно, этот вариант мы даже не рассматриваем. Облсовет своё решение мотивирует тем, что на его балансе отсутствуют другие, подходящие нам помещения. Мы ходатайствовали о перемещении архива в здание, которое находится на одном земельном участке с нашим вторым корпусом (бывшим Партийным архивом). Но эту идею не поддержали, поэтому сейчас мы ищем другие пути решения нашей проблемы. Скорее всего, они будут лежать за пределами полномочий Областного совета.
Что вы имеете в виду?
На одном из своих недавних выступлений я предложил два варианта. Во-первых, я обратился ко всем крупным предприятиям, которые ранее работали в масштабах всего Советского Союза. На сегодняшний день у таких компаний находится в распоряжении множество производственных корпусов и хозяйственных зданий, которые простаивают пустующими. Нам, учитывая специфику, такие строения и нужны. Они решили бы основную проблему — нехватку места в архивохранилище.
Второй путь — это сотрудничество с горсоветом. Я встречался с Геннадием Трухановым, обсудив с ним возможность предоставления свободного земельного участка, на котором можно было бы построить новое здание архива.
В любом случае, переезд необходим нам по ряду причин. Помимо того, что здание находится в аварийном состоянии, а документы хранятся ненадлежащим образом, не стоит забывать и о том, что это здание по закону нам не принадлежит. Данное строение находится в собственности еврейской общины, ведь когда-то оно было культовым заведением.
Если я вас правильно понимаю, для работы архивохранилища необходимо соблюдение особых условий. Каким образом нынешняя ситуация сказывается на сохранности документов?
Вы правы. К сожалению, мы не можем постоянно обеспечивать надлежащий температурный режим и влажность воздуха в хранилище. Собственно, если мы переедем, эта задача не будет нуждаться в решении.
Ознакомившись с вашими выступлениями, я пришёл к выводу, что немаловажной проблемой является и то, что многие люди, в том числе и чиновники, недооценивают важность работы архива. Так ли это?
К сожалению, такая тенденция действительно присутствует. Большинство людей и по сей день оценивают нашу работу через призму советских времён, полагая, что наши услуги могут пригодится только исследователям и должностным лицам. Но в последнее время ситуация всё же начинает меняться в лучшую сторону, чему мы всячески способствуем. Только за прошедший год мы сняли около 100 сюжетов, посвящённых проблемам, истории и работе архива. Это вызвало некий общественный резонанс — участились случаи, когда к нам обращаются простые люди и предприниматели, желая помочь финансово в разрешении имеющихся проблем.
Недавно от вас пришла новость, что в архиве проходят работы по оцифровке материалов. Скажите, на каком этапе находятся эти мероприятия?
Да, такие работы действительно проходят. Для их выполнения была привлечена зарубежная компания, которая также имеет личный интерес в изучении наших материалов. Взамен, они помогают нам в оцифровке. Конечно, у нас есть собственное оборудование для выполнения этой задачи, но оно, мягко говоря, «морально» устарело.
В первую очередь, мы стараемся оцифровать метрические книги, ведь они являются одними из самых старейших экспонатов в архиве. Кроме того, они пользуются чрезвычайной популярностью ввиду того, что многие люди в последние годы начали активно интересоваться своей родословной. Например, в 2015-м наш читальный зал посетили 1018 человек, из которых 43 — иностранцы (из Новой Зеландии, Канады и т. д.). Большинство из этих посетителей интересовались своим фамильным древом. А теперь представьте, какой урон может быть нанесён носителю, если его часто давать в руки человеку? Учитывая, что некоторые метрические книги датируются ещё 1798 годом.
Метри́ческая книга (устар.) — реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века (православные метрические книги — не ранее 1722 года) по 1918 год.
Именно поэтому нами ещё в прошлом году был начат проект «Метрика». Мы выступили первым архивом Украины, которому удалось оцифровать 300 метрических книг и выложить их в общий доступ. Также мы выложили описи всех документов досоветского периода, а уже к концу февраля этого года мы планируем оцифровать опись документов советского периода. Таким образом, люди смогут узнать, какие бумаги есть в наличии у нашего архива, с какими из них можно ознакомиться, а какие из них были утеряны. Вся эта информация, конечно, будет размещена на нашем сайте.
Ранее вы упоминали, что видите несколько путей решения проблем архива. Вы обращались во множество органов, оформляли запросы и т. д. Простите за не совсем корректный вопрос: на кого бы вы поставили? Откуда ждать помощи?
Я, как и всегда, поставил на себя. Помимо разговора с предпринимателями и Геннадием Трухановым, я обращался и к Облсовету, и к Обладминистрации. И это привело к определённым результатам. Раньше на наши запросы стабильно отвечали отказом. Но недавно я получил документ от Горисполкома, в котором пообещали разобраться в ситуации. Безусловно, эта бумага сама по себе пока ещё ничего не означает. Но она даёт надежду на то, что рано или поздно какое-то из избранных мной направлений даст результат.
Проблема заключается и в том, что не все люди понимают сложности, с которыми необходимо столкнуться при реализации проекта переезда. На самом деле, существуют компании и фонды, которые помогли бы нам помочь в этом, в том числе и материально. Но у таких людей всегда возникает два вопроса, абсолютно уместных, как я считаю. Во-первых, их интересуют документы, подтверждающие наши права на переезд в другое помещение. Во-вторых, им необходимо предоставить проект будущего здания, с расчётами расходов и работ. Имея на руках эти бумаги, можно обращаться за финансированием. Но в Облсовете никто не беспокоится об этих нюансах, что говорит об одном — никто на самом деле не заинтересован в решении проблемы Одесского государственного архива.
Если я правильно понимаю, вы не имеете полномочий, которые позволяли бы ускорить работу ответственных органов?
Я таковых полномочий не имею. У меня в распоряжении нет ни земли, ни денег, я не олигарх, который может с лёгкостью профинансировать подобный проект. Все эти годы я стараюсь добиться одного — чтобы эта проблема не была исключительно проблемой государственного архива. Мы хотим, чтобы люди поняли, что этот вопрос касается всех нас, и решать его необходимо не только в интересах тех, кто работает здесь, но и в интересах всей Одессы.<