Об оптимизации общественного транспорта


Мы с группой активистов в сфере транспорта узнали, что ЕБРР подписывает договор о предоставлении Одессе средств на приобретение новых троллейбусов. Это поможет обновить парк, но не оптимизировать транспортную сеть и никак не поможет контролировать финансовые потоки. Решил вам рассказать об эффективности.

Для оптимизации транспорта необходимо создать две системы (данные системы должны распространяться на все виды общественного транспорта — трамвай, троллейбус, автобус, включая маршрутные такси):

  1. Система безналичной оплаты проезда;
  2. Система мониторинга и контроля общественного транспорта.

Какие проблемы необходимо решить?

  1. Получить данные о пассажиропотоках ;
  2. Исключить оседание средств на стороне;
  3. Помочь пассажирам экономить средства и планировать поездки;
  4. Получить возможность эффективно планировать и оптимизировать транспортную сеть.

Оснащение подвижного состава

Чтобы мы могли понять, как передвигаются пассажиры, каким маршрутам они дают предпочтения, нам необходимо собирать данные, которые впоследствии мы сможем использовать для модернизации транспортной сети. Для этого необходимо во все транспортные средства внедрить аппаратное и программное обеспечение. Оно должно позволить:

  1. Вести учёт полученной выручки по видам транспорта, маршрутам и перевозчикам, систематизировать перечисление денег за перевезённых пассажиров на расчётные счета перевозчиков на следующий банковский день;
  2. Вести учёт фактического объёма льготных перевозок;
  3. Получать достоверную информацию об объёмах перевезённых пассажиров, количестве транспорта на маршрутах, соблюдении графиков и расписаний движения;
  4. Контролировать частных перевозчиков и дать возможность оптимизировать транспортную сеть в целом, исключить дублирование маршрутов.

Итак, что для этого необходимо внедрить?

  • валидаторы считывания возле каждой двери (необходимы для регистрации входа и выхода, а также для информирования пассажира об успешной или неуспешной оплате, состояние счёта на карте). Скорость считывания (валидации) билета не должна превышать 1 секунду;
  • счётчик пассажиров, ведёт учёт количества пассажиров и передаёт эту информацию на бортовой компьютер;
  • бортовой компьютер (необходим для связи с валидаторами, оснащён gps-трекером, для получения информации о передвижении ТС и движении по графику, передаёт информацию о перевозке пассажиров, получает уведомления от диспетчера и статусе маршрута, отсылает данные диспетчеру через модуль передачи данных). Обмен служебной информацией между ТС и ЦОД должен осуществляться по защищённому каналу. Перевозчики и Департамент транспорта имеют доступ к информации о работе транспорта в режиме «online»;
  • информационное табло с оповещением остановок;
  • система навигации: общая схема всех маршрутов и линейная схема конкретного маршрута.

Валидаторы, счётчики пассажиров, информационный дисплей и бортовой компьютер представляют собой единую бортовую информационную систему, где бортовой компьютер является центральным устройством, а остальные компоненты — периферия, подключённая по проводному последовательному интерфейсу.

Система мониторинга и контроля должна использоваться для эффективного управления городским общественным транспортом уполномоченными городом структурами. Она обеспечивает представление в режиме реального времени информации о количестве и видах ТС и регулярности их движения в разрезе видов транспорта, перевозчиков, маршрутов, а также о соблюдении графиков движения каждым ТС. Система обеспечивает получение информации о потоках пассажиров за любой интересующий период времени. Информация, представляемая системой, должна формироваться, как виде наборов стандартных отчётов, так и (по запросу) по формам, заданным пользователем. Суточные разнарядки и их корректировки формируются перевозчиком в автоматическом режиме.

Оснащение остановок

Самым важным фактором для пассажира является предсказуемость и возможность планирования своего маршрута, для этого ему необходимо получить информацию о времени прибытия транспортного средства и иметь возможность спланировать весь маршрут, узнать о количестве пересадок. Для того чтобы это было возможным, павильоны необходимо оснастить:

  • электронным информационным табло со временем прибытия транспорта;
  •  системой навигации: общая карта маршрутов транспорта, график движения.

Больше никаких кондукторов

Одной из больших проблем текущей системы является оседание средств в карманах кондукторов или водителей. Для этого мы должны предусмотреть систему безналичного расчёта через проездные билеты. Как контролировать добросовестность оплаты? В Европейских странах очень эффективно работают контролёры, которые в любой момент могут зайти и проверить оплату проезда. Это массовые «набеги» проверяющих, которые оснащены терминалом оплаты и датчиком считывания, на котором отображается информация об оплате. В случае безбилетного проезда, необходимо будет оплатить немаленький штраф, чек транзакции об оплате штрафа вы получаете сразу же на руки.

Электронный проездной

Это вид проездного билета на основе бесконтактной электронной пластиковой карты. Подобный вид проездного билета введён уже во многих городах Европы, его не нужно покупать каждый месяц, достаточно просто пополнять. Это должен быть современный универсальный носитель, который объединит в себе все билеты и тарифы, повысит удобство пользования городским общественным транспортом. Пластиковая карта, на которую можно положить любую сумму с лимитированным пределом, а также записать любой бумажный билет действующего тарифного меню.

Какие виды пополнения?

В центре обслуживания, автомате по покупке билетов, терминал пополнения, банковской картой через мобильное приложение и сайт (без комиссии), с помощью SMS.

Какие задачи решает?

Электронный билет позволит контролировать финансовые потоки на всех этапах — выпуск билета, время его приобретения и использования. Это позволит сделать системный анализ пассажиропотока и оптимизировать парк перевозчиков.

Какие стимулы использования?

  • единая карта для оплаты в троллейбусах, трамваях, маршрутных такси, автобусах и пригородных электричках;
  • множество способов приобретения и пополнения в любом удобном для вас месте и времени;
  • безопасность и защищённость средств. В случае потери вы можете заблокировать билет (через мобильное приложение или сайт, так как карта должна привязываться к номеру телефона, что персонализирует её). В случае потери вы можете привязать ваш текущий баланс к другой карте;
  • оплата парковки.

Тарифы

Необходимо предусмотреть гибкую систему тарифов, подходящую под разные комбинации использования и нужд горожан, начиная студентами и заканчивая туристами. Можно выбрать удобный тариф, зависящий от ритма вашей жизни и потребностей.

Также мы не должны забывать о поощрении и заложенной системой скидок (больше поездок — больше скидка), что позволило бы экономить и предпочесть общественный транспорт личному автомобилю.

  1. Общий: (все возможные виды транспорта: маршрутное такси, автобус, трамвай, троллейбус). По сути это обычный билет с возможностью приобретения такового на разное количество поездок. Чем больше поездок, тем больше скидка. (Например, установлен тариф на одну поездку 3 грн. В случае, если вы приобретаете билет на 60 поездок, то экономия составляет 50 %, то есть каждая ваша поездка уже стоит 1,5 грн).
  2. Электротранспорт (трамвай или троллейбус), он стоит дешевле и работает та же система скидок, что и в «общем» билете.
  3. На 60 или 90 минут (диапазон стоит проработать, так как время поездки во многом зависит от дорожной ситуации и протяжённости города). По сути это тот же общий билет, но позволяющий совершать бесконечное множество пересадок единоразово в заданный временной отрезок на всех видах транспорта.
  4. Туристический. Рассчитан на необходимое количество дней прибывания. Даёт возможность получать скидки в музеи и театры и т. д., а также заведомо рассчитан с учётом скидки на безлимитный проезд в любое время в течение заданного количества дней.
  5. Льготный. Рассчитан на определённые группы населения. Возможно активировать при предоставлении необходимого документа.

12096570_1034242383292960_1837740525634757892_n

По сути, что вам необходимо: приобрести карту и выбрать нужный тариф.

Более читабельно в документе.

Рассказать

Читайте также