МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ-КАКОВО ЭТО, БЫТЬ ВОЛОНТЕРОМ?


05.04.2017 12:18
17 547

Мы верим, что небольшими усилиями многих людей можно сделать мир, Украину и Одессу лучше! Именно так звучит миссия Hub Volunteer Service. О том, что такое Hub Volunteer Service и чем занимается, рассказала Анна Бондаренко в интервью Анне Бритвиной. 

Что такое Hub Volunteer Service? Кто такие волонтеры, почему их уже более тысячи в Одессе, и что же их мотивирует? А что вдохновляет Анну Бондаренко? И каким образом случилось так, что юная и очаровательная девушка Анна является основательницей и движущим ядром Hub Volunteer Service? Аня, расскажи немного о себе?

Я ребенок, воспитанный книгами. Типичная ситуация — родители на работе, я дома с книгами. Классическая литература: Ромен Роллан, Пушкин, много сказок. С детства мечтала быть уголовным адвокатом, защищать и отстаивать справедливость. После поездки в Штаты это желание еще больше укрепилось.

Я вернулась в 2012 году из Америки, там я много занималась волонтёрской работой, прочувствовала, как это происходит. Поняла, что волонтёры всегда очень интересные люди, а волонтёрство — возможность для личностного роста. 

Что такое Hub VS? Что у вас произошло за 3 года?

Hub Volunteer Service это молодежное волонтёрское движение, именно движение, ни организация, ни проект, инициированное мной и командой Impact Hub Odessa в 2014 году.

Движение людей, которые делают мир лучше. Основная идея не в количестве проектов, а в том, чтобы рассказать максимальному количеству людей про волонтёрство. Мотивировать людей принимать участие в социальных проектах и социальной активности, показать и помочь сделать первый шаг. Сейчас у нас около полутора тысяч волонтёров. Часть волонтёров сегодня работает над проектом, завтра другие волонтёры над другим проектом и т.д.  По сути это проф. ориентационный центр для молодежи. Мой принцип — каждый человек, абсолютно каждый, однажды захочет сделать что-то хорошее. Моя задача помочь человеку в этот момент.

Ваши знаковые достижения?

Для меня самое знаковое, это наша программа по укоренению волонтёрства в районах Одесской области. В конце 2015 года внутри Hub Volunteer Service была большая дискуссия на тему «Что делать дальше?». Мы могли развиваться внутри Impact Hub Odessa, но уже на тот момент Impact не вмещал всех наших волонтёров. Или развиваться по городам: Киев, Львов, Харьков. Мы начали с Одесской области. И мне, лично, показалось важным начать именно с области. В городах хоть что-то есть. А в области пусто, какие там альтернативы для молодежи, для их развития?

Мы привозим свои программы, своих спикеров, приезжает юная девчушка 16-ти лет выступает для таких же, как она, и она мотивирована и ребят это вдохновляет, они начинают тянуться за ней. Эти молодые люди и их шаги очень влияют на развитие районов, родители подключаются, местная власть строит молодежный центр, 20 процентов от наших усилий, а результат сумасшедший!

Слабые места?

Мы делаем что-то абсолютно новое и поэтому их много. Много проб и ошибок, мы тестируем новые подходы во всем, мы еще не совсем разобрались, как сделать так, чтобы и школьнику, и студенту, и бизнес-девелоперу было комфортно здесь. Многое решается через личные отношения, это не систематизировано. Местами мы «тушим пожары», часто «тушим пожары». Одна из сложностей — непрозрачность информации, потому что много людей. Многие делают многое, но узнать обо всем сложно. В Hub Volunteer Service так: попадаешь к нам, вливаешься в тусовку и узнаешь, что, где происходит. Наше движение, как единый организм растет быстро. То люди опережают общее развитие, то «организм» бежит вперед. По ходу наверстываем, по ходу делаем канал с обновлениями, все по ходу. Думаю, еще годик и мы структуризируемся.

Hub Volunteer Service, молодежные и волонтёрские организации, одно и то же, или?

Hub Volunteer Service уникальная штука. Движет нашей командой драйв делать инновационный проект, мы единственные в Украине, кто системно работает с волонтёрами, в направлении мотивации и поощрения волонтёров. Hub Volunteer Service можно сравнить с волонтёрскими и молодежными организациями, которые делают мир лучше. Но молодежные организации создаются для того, чтобы развивать своих участников, Hub Volunteer Service не про своих постоянных участников, а про толчок для волонтёра, который возможно покинет нас, но реализует себя. Молодежные организации, часто, хаотичны и не системны, часто меняется руководство и наступает кризисный момент. Мы достаточно системны, не идеальны, конечно. Волонтёрские и общественные организации сфокусированы вокруг одной конкретной проблемы и чаще у них есть оплачиваемые сотрудники, а не волонтеры. Hub Volunteer Service делает большой упор именно на работу с волонтёрами! Но волонтёр — не бесплатная сила. Для этого разработана система мотивации и поощрения волонтёра, то есть за каждое действие волонтёр получает баллы и потом может их потратить на посещение лекции. Сейчас мы развиваем идею расширить применение баллов за пределами Impact Hub Odessa.

Так все же, кто такой волонтёр? Сколько ему лет?

Волонтёр — это человек, который отдает частичку себя ради идеи, людей. Это может быть что угодно: время, деньги, знания, опыт. Маленькое усилие направлено на улучшение мира, не обязательно совершать большие поступки, чтобы быть волонтёром. Сделал что-то для своего двора, поддержал акцию и внес свой вклад. Суть в действии, а не в масштабе. Кроме того, волонтёрство может многое дать именно человеку для его развития, как личности. Возраст: от школьника до взрослого сформированного человека, нет ограничений. Мы открыты у нас можно делать, что угодно и в любом возрасте. Мы учим делать проекты из идеи. Если к нам приходит уже взрослый человек, почему бы и нет. Взрослый человек имеет какие-то навыки и умения и желает ими поделиться, отдает свой накопленный опыт.

Аня, что происходит в других городах Украины? Когда же волонтёрство станет понятным и привычным явлением?

К нам часто обращаются с предложением сделать Hub Volunteer Service в другом городе, сейчас из Мариуполя пишут. Мы планируем создать модель того, как это работает у нас, чтобы ею можно было пользоваться. Сейчас запускаем тренинговый центр, для общественных организаций, которые хотят научиться работать с волонтёрами. Исследуем общественные организации их возможности для работы с волонтёрами и показываем, как это работает.

Пока что, на сегодня существует две позиции: нет времени на волонтёрство или волонтёр — какой-то странный человек, который тратит время на что-то и не получает денег взамен. Но для этих перемен должно быть много проектов при университете, парке, школе, гос. организациях, везде где бы волонтёр мог себя реализовать. Я хочу, чтобы все организации начали системно работать с волонтёрами, реплицировать нашу модель. Это количество повлечет за собой изменение отношения к понятию волонтёр.

В момент выгорания что тебе помогает? 

Да они у всех бывают, и я не исключение. Есть статистика средний возраст жизни в одной организации 3 года. Мне очень нравится делать то, что я делаю и у меня сильная команда! Меня очень заряжает общение с командой!

Чем Украина может прихвастнуть в сфере волонтёрства, чему можно научиться у нашей страны?

Многому можно научиться. Волонтёрское движение, возникшее во время войны. Ни в одной стране мира, почти при полном отсутствии гражданского общества, не было такого, чтобы за 3 месяца сформировались проф. организации, движения, чтобы менеджеры из бизнеса переходили в сферу волонтёрства! Невероятно стремительный подъем! Уровень мобилизации даже в штатах не так высок, как у нас. Думаю, к нам скоро кто-то приедет исследовать эту тему.

В Ивано-Франковске есть такое место как Urban Space. Очень прикольная штука: один инициатор вложил 1000долл. в общественный ресторан и пригласил еще 100 чел. Уникальность этого ресторана в том, что прибыль направляется на развитие и поддержку общественных проектов, на благо города. Стэнфордский университет анализирует опыт этой организации, чтобы понять модель их возникновения.

Аня, расскажи, пожалуйста, о какой-то личной истории, какие перемены в личности конкретного волонтёра тебя тронули?

У нас был мальчик из неблагополучной семьи, я даже не знала о его обстоятельствах. Он пил, употреблял наркотики, был антисоциальный. Оказался у нас на одном из событий, и начал ходить на лекции, мероприятия, субботники. Спустя год, нужно было его видеть, он полностью обновился. Он пришёл к нам, почувствовал себя безопасно и начал что-то делать, изменил свой курс движения. Сейчас он работает, есть девушка!  Или две стеснительные девчушки, становятся нашими волонтерами, растут, меняются так кардинально, что в них и не узнать тех самых стеснительных девочек, и вдруг открывают свой Charity Shop! Такие истории очень меня вдохновляют!

Спасибо, Анна, получилась отличная беседа!

 

Аня Бритвина.

 <

Рассказать

Читайте также