К шестому дню вырабатывается стойкая привычка спать где угодно и когда угодно, ибо мысль о прежнем нормальном 8-часовом сне уже вызывает приступ нервного смеха. В 3 ночи ты приезжаешь с вечеринки или с морской прогулки, а в 8 утра уже просыпаешься, чтоб в 10 стоять у Музкомедии на очередной конкурсный показ.
Первым в списке сегодня оказался украинский фильм, снятый в копродукции с Италией, а именно “Гнездо горлицы”, который в этом году участвует сразу в двух конкурсах - международном и национальном. В основу киноленты положен одноименный роман Василия Мельника, однако, по словам режиссёра Тараса Ткаченко, фильм радикально отличается от него. У главной героини был дом на Буковине, муж и дочка, однако жизнь их меняется, когда муж теряет работу, и Дарина решается уехать в солнечную, но чужую Италию, работать в семье домработницей.
Но за два года меняется слишком многое, и в Украину она уже возвращается абсолютно другой, к тому же в ней бьётся новая жизнь - она беременна от итальянского работодателя. Муж не узнаёт свою жену, а дочка Мирослава в положении… Безусловно, проблематика фильма актуальна для Украины, ведь чуть ли не каждая четвёртая девушка (особенно на Западной Украине) ежегодно уезжает на заработки в Европу. Однако, лента получилась весьма клишированной, и это касается самих героев - мне не хватало их чётко прорисованных характеров, это вроде как и не герои вовсе, а некие собирательные образы. Несмотря на участие в фильме Риммы Зюбиной и уже покойного Виталия Линецкого, создать яркое кино получилось не в полной мере, потому от меня лента получила “троечку”.
А вот следующий фильм, на который я ехала, откровенно говоря, с опаской после вчерашнего “Альбома”, был турецкий “Плющ”. После нескольких месяцев задержки экипаж корабля прибывает в порт, где выясняется, что владелец сухогруза обанкротился, судно арестовано, у многих из членов экипажа забрали паспорта, а зарплаты не выплачены за 4 месяца. Капитану приказано стать на якорь и оставить на корабле минимум шестерых, остальные покидают судно. Оставшиеся машинист, кок, офицер и два матроса сначала просто изнывают от скуки на огромной посудине посреди моря, но с течением времени заканчивается еда, заканчивается терпение, заканчивается человечность. Корабль становится местом охоты людей друг на друга, и остаётся только делать ставки, за сколько дней мужчины превратятся в животных…
Премьера ленты состоялась в 2015 году на фестивале Sundance, а этим летом она выиграла приз как лучший полнометражный фильм на фестивале East End в Лондоне. Надо сказать, очень достойное кино и в плане операторской работы, и в прорисовке характеров (у каждого героя очень целостный и яркий образ), и в продуманности саунда (гул и низкие звуки создают особенную тяжелую и весьма некомфортную атмосферу), а посему даже немного жаль, что кинолента не представлена в конкурсной программе этого года.
Прекрасным же завершением кинодня стала лента известного документалиста Виталия Манского “Родные”. Будучи родом из Львова, режиссёр учился и долгое время жил в Москве. По маминой линии у Виталия немалое количество родственников, которых в своё время жизнь разбросала по всему Советскому Союзу. Но в 2014 году вследствие Майдана, аннексии Крыма и войны на востоке страны в дружном, казалось бы, семействе сформировались диаметрально противоположные взгляды на все происходящее, и теперь каждый родной человек, будь он в Одессе, Москве, Львове или Севастополе судит обо всем со своей колокольни. Режиссёр не выступает здесь сторонником какой-либо точки зрения, он просто лишь задаёт наводящие вопросы. Возможно ли вообще преодоление столь глубокого конфликта, когда люди не могут говорить ни о чем другом? К слову, ленте после показа аплодировали стоя около пяти минут! Не берусь утверждать точно, но, наверное, потому, что у каждого где-то спрятана своя личная подобная история. История раскола семьи.
Юлия Разинкова
Читайте также: День пятый. “Привет из Фукусимы”, “Альбом” и украинский короткий метр<