Качество общественного транспорта — это прекрасный показатель уровня жизни страны и отдельно взятого города. В Одессе этим вопросом, кажется, не сильно обеспокоены. Запуск изначально устаревших низкопольных трамваев слабо компенсирует общее неудовлетворительное состояние системы общественного транспорта, в том числе, и остановок.
Давайте же посмотрим, как организовывают остановочные комплексы в других, более цивилизованных странах.
Начнём путешествие в Австрии. Первая остановка — небольшой городок Крумбах. Рассказываем рецепт успеха: местные власти пригласили семёрку лучших индустриальных архитекторов мира и начинающих, но амбициозных отдохнуть в городке, вдохновиться природой и придумать дизайн остановок. Потратив минимум средств, мэрия решила задачу по благоустройству и привлекла туристов. Сэкономить помогло ещё одно условие: использовать для строительства только местные материалы и привлекать к работе только местные компании.
Форма и содержание каждого комплекса не случайны. Благодаря отсутствию ограничений, архитекторы смогли выразить себя в полной мере, ответственно подошли к продумыванию каждой детали (ведь каждый из этих объектов должен красиво вписаться в их портфолио). Смотрите, какая получилась красота:
Едем дальше — остановка вторая. Группа лондонских урбанистов уже несколько лет работает под девизом: «прекрасное из отвратительного». Вся их деятельность построена на желании озеленить уличную серость. Начинали они с высаживания садов на крышах автобусах. А потом решили, что нельзя обойти вниманием и остановки.
Для реализации проектов озеленения они выбирают остановочные комплексы в самых индустриально-уродливых частях Лондона, где кроме голых стен и пары мусорных баков ничего больше нет. В этих местах разбивается мини-сад. Высаживают обычно фруктовые деревья, лекарственные травы или даже овощные культуры. Идея в том, чтобы создать пространство, где в ожидании автобуса человек не только почувствует себя в домашней обстановке, но и сможет сам поухаживать за садом, расслабиться, скушать вишенку или поваляться на газоне в солнечный день.
Остановка третья — Сан-Назер, Франция. Это вариант комплекса для точки, через которую проходит множество маршрутов. От дождя защищает огромная, но внешне очень лёгкая конструкция, а для защиты от ветра сооружены стеклянные перегородки. Красиво и функционально:
Двигаясь по Франции, заедем в Париж — нашу четвёртую остановку — год назад здесь утвердили и начали установку новых типовых комплексов для ожидания транспорта. Здесь уж рецепт успеха прост до невероятного: по заказу мэрии и под руководством Тендерной комиссии Парижа дизайнер Марк Орэль проработал каждую деталь остановки «завтрашнего дня» (именно такую цель ставили власти), а местные компании выполнили заказ по изготовлению, тестированию и установке.
Немного технических характеристик (напомним, что это именно типовой комплекс по единым стандартам):
- Широкая крыша различных вариантов размеров для всех возможных территорий.
- Облегчённый доступ к остановке для всех категорий населения.
- Усовершенствованные указатели остановок с ориентировочным временем ожидания следующего автобуса.
- Тактильное расписание движения и даже голосовая система оповещения.
- USB-порт для зарядки телефона.
- На крышах 100 остановок разместили солнечные панели, ещё на 50 — высадили цветы.
- Остановки энергоэффективны, хотя буквально каждая деталь имеет подсветку.
Ради пятой остановки придётся поехать в Канаду. Возле университета в Ванкувере стоит вот такой замысловатый комплекс:
Сама по себе остановка оснащена всем необходимым — расписание, карта, большие и понятные указатели. А вот крыша сделана таким образом, чтобы имитировать ветви деревьев. Вроде и на остановке сидишь, а вроде и в тени деревьев. Красиво.
Оказывается, чтобы делать общественные пространства удобными и красивыми, не всегда нужно тратить огромные бюджеты. А если они даже есть, совсем не обязательно утяжелять пространство огромными нелепыми конструкциями клоунских цветов. Чтобы такая важная часть улицы, как остановка общественного транспорта, удовлетворила потребности каждого и не нарушала общей эстетики Одессы, нужно:
- Ни в коем случае не разрешать заниматься их проектированием всяким коммунальным предприятиям и, в особенности, их начальству.
- Организовать конкурс на лучший дизайн остановки, привлечь инвесторов к осуществлению инициативы за безобидные бонусы.
- Для организации конкурса прописать чёткие стандарты, а в жюри по выбору лучшего дизайна пригласить профессионалов с мировым именем, которые не просто выберут победителя, но и помогут довести работу до совершенства в каждой детали.
- Разработать реальную карту маршрутов и графика движения. Сделать понятную навигацию для туриста из любой части мира.
- Учитывать мировые тренды благоустройства: экоматериалы, обилие света, наличие доступа к интернету и розеток, доступность для людей с ограниченными физическими возможностями.
<