Отреставрированное здание Киевского академического драматического театра, расположенного на Андреевском спуске, вызвало широкий общественный резонанс по всей Украине.
Объектом дискуссий стал новый дизайн фасада. Театр построили в стиле модерн, а его фасад выполнен из черного отделочного материала.
Часть общественности поддерживает такое художественное решение, а вторая часть считает, что внешний вид диссонирует с существующим архитектурным ансамблем Андреевского спуска, дома на котором построены в течение XVIII-XIX веков.
Так, на сайте электронных петиций Киевского городского совета собирают подписи сразу же под двумя требованиями. В одном письме предлагают снести новый фасад театра на Подоле, вернув улице ее исторический облик. Во втором письме просят не допустить внесения изменений в новый фасад театра.
Для рассмотрения предложений их должны подписать не менее 10 000 участников кампании, на данный момент петиции набрали 8509 и 1867 подписей соответственно.
По словам мэра Киева Виталия Кличко, театр не будет сдан в эксплуатацию без учета мнения специалистов и общественности относительно внешнего вида здания.
В свою очередь, директор и художественный руководитель Киевского академического театра на Подоле Виталий Малахов обратился с открытым письмом к мэру Киева с просьбой поддержать архитектурный проект нового здания театра в его существующем виде.
Откроется театр только весной 2017 года. И предугадать, чем закончатся споры вокруг нового здания, сложно. Главный архитектор Киева Александр Свистунов не исключает, что до открытия проект может быть откорректирован с учетом мнения экспертов и общественности.
Тем временем новый театр уже стал интернет-мемом и антигероем так называемых фотожаб:
Колокол решил узнать, как одесские урбанисты оценивают обновленный фасад театра, тем более, что одесситы также активно включились в дискуссию.
«Архитектор не кокетничал с классицизмом. Общественность возмутилась: не было декоративного убранства, имперского ампира, штор. Поразительно, что эта же общественность вчера высмеивала квартиру Трампа и дачу генпрокурора, у которых общего с классикой больше, чем у продукта Дроздова (архитектор здания театра). Так должны ли мы эту общественность слушать? Продуктивный был бы диалог с группой, у которой вкус меняется в зависимости от контекста (в том числе политического)? Нет, никто ни с кем бы не договорился, и архитектор сделал правильно», - полагает Александр Горенюк, урбанист, главный редактор интернет-издания VRhere.
Он предлагает разобраться в истории проекта. Так, в 1992 году здание было двухэтажным, в 2015 году площадь театра увеличили, а само здание стало шестиэтажным. По его словам, архитектор получил незаконченную «пошлую» идею и постарался ее переформулировать.
«Со своим заданием он неплохо справился. Мне не нравится, что в театре нарастили столько площади, и теперь вместо двух уровней стало шесть. Как-то цинично это. Надо понимать, что здание таким было уже в 2015 год, и ругать Дроздова за это не нужно», - говорит специалист.
По мнению урбаниста, отсутствие архитектурных экспериментов – тупик для города. Однако синтезировать разные архитектурные стили следует в разумных пределах.
«Представьте, строили бы до сих пор пирамиды. Задача архитектуры - проветривать мозги обществу. Дать немного свежего воздуха в законсервированном городе. Я бы уничтожил десяток безвкусных новостроев в Одессе, которые хотят казаться классикой. Они пошлые, а идеи, не имеющие ничего общего с настоящим, - неорганичные. Но самый худший пример, когда «под старину» поверх гипсокартона клеят наклейки цвета мрамора, а колонны делают из пенопласта», - уверен Александр Горенюк.
По словам урбаниста, архитекторам и дизайнерам следует изучать контекст архитектурного наследия, чтобы суметь «грамотно поднять культурные слои»:
«Я уверен, что одесские застройщики не владеют даже навыками раскопок подобных слоев. Для этого нужно приглашать специалистов из-за рубежа».
Он также предлагает подчеркивать старинное, маскировать смысл глубже первого уровня ассоциаций. В качестве антипримера урбанист приводит художественное решение ЖК «Апельсин», на фасаде которого нарисовали большой апельсин.
«Было бы здорово, если бы застройщики чаще экспериментировали с менее дорогими, но более гибкими проектами. Такие штуки могли бы меняться в зависимости от времени, функции или культурного аппетита», - подытоживает урбанист.
С ним согласен и Константин Емельянов, урбанист, арт-директор Urban Inst:
«Случай с театром хорошо продемонстрировал, насколько провинциально наше общество. Сам по себе проект достаточно обыденный для Европы. Ничего сверх неординарного. Очень странно, что, заказывая проект у данного архитектора, ожидали увидеть другой результат. В его портфолио явно выраженный стиль проектов. Но проект хорошо продуман и отлично вписывается в контекст. А что касается реакции – это провинциальное мышление и боязнь воспринимать осознанное новое. Но это абсолютно нормальная реакция», - рассказывает Константин Емельянов.
Здания в Вене, Австрия
Пример современной лондонской архитектуры
Здание в Тарту
Современная архитектура в Роттердаме
ФОТО: П. Обухов, соцсети
А вот смешение архитектурных стилей в Одессе, по словам урбаниста, достаточно неудачное.
«Эклектика - это пародия. Посмотрите на любое новое здание в Одессе, допустим, «Гагарин плаза» – все это неудачное совмещение стилей», - подытоживает он.
Читайте также:
Стекло современных зданий на старинных одесских улицах, - фотовзгляд