Мечты о новом и доступном жилье посещают многих. Новые коммуникации, свободная планировка, современные и качественные материалы — обещания застройщиков и собственное воображение возводят прекрасные образы на довольно неустойчивом фундаменте реального положения дел. И даже закрадывающиеся сомнения подавляются кажущейся выгодностью сделки «новое жилье — по доступной цене». Колокол разбирался, так ли хороши современные новостройки, и с чем приходится сталкиваться обладателям «бюджетных» кватир.
Семья Майи Григорьевой одна из первых заселилась в жилой массив «Радужный». То обстоятельство, что поселок подчиняется Овидиопольскому райсовету, изначально не вызывало беспокойства, поскольку застройщики уверили - удобный «городок» обустроят.
«Поблизости нет поликлиники, школы, детского сада, лично для нас это проблематично. Ведь не все могут водить деток в садик стоимостью 5000 гривень, и при том бог знает куда. Для того, чтобы взяли ребенка в одесскую школу или садик, нужно давать взятки, так как мы относимся не к городу, а к селищу. Я считаю, если и строить в Радужном школу, садик, поликлинику, то не частные, а государственные. Я не могу за прием врача в Odrex на Радужном давать 200 гривень. Я работаю воспитателем, и зарплата у меня очень маленькая. А когда покупали квартиру, то обещали, что все будет», - рассказывает Майя.
При этом не только инфраструктура и доступность различных учреждений являются проблемой.
«В домах все кривое: стены, потолки, это жуть. Мы просто смирились, долго и нудно ровняли стены. В строительную компанию не обращались, все равно бесполезно», - рассказывает жительница «Радужного» Валерия Чиянова.
Обычно жильцы новостроев не обращаются в строительные компании при обнаружении других «квартирных проблем», например, таких как: плохая звукоизоляция, нехватка парковочных мест, плохо загерметизированные стыки, слабая теплоизоляция.
«Хотелось бы напомнить нашим фирмам, что они строят не на Майями и Мальдивах, а в городе, где более суровый климат. Дома стоит более надёжно утеплять и изолировать. Но, увы...», - отмечает жительница нового дома строительной компании «Нова Будова» Оксана Полукарова.
Собственно, именно «суровый климат» вынуждает одесситов время от времени обращать внимание на недочеты при строительстве. Большинство новых высотных домов не сумели «держать удар стихии»: в результате затяжных ливней в конце сентября и середине октября затопило немало квартир.
«Вся северо-восточная часть дома протекла. Вода просочилась в квартиры многих жильцов, у меня протек потолок, размок гипсокартон, а вода лилась из отверстий, где вмонтированы потолочные споты. А они же подключены к электрической проводке, я даже не хочу думать, какие могли быть последствия. Но в доме, к счастью, оказался электрик, который изолировал провода. Причина же затопления в том, что стыки плохо загерметизированы. Но пластиковые окна ни у кого из нас не протекали, как, например, в «Жемчужине» и «Кадорре», там ситуация, по-моему, еще хуже», - рассказывает Оксана Полукарова.
Затопило и квартиру Марины Высоковских, которую она арендует в жилом комплексе «Радужный». И если в случае с домом Оксаны, расходы на ремонт квартиры взяла строительная компания, то вопрос об устранении проблемы в доме Марины пока не решен: «Еще никто ничего не решил и не объяснил, такое произошло только с новостройками, это очевидно. Некачественная постройка и неквалифицированные строители».
Чья ответственность
Доказательство и устранение строительного брака требуют построения грамотного алгоритма действий, подчеркивают юристы. Даже если вы полагаете, что строительная компания дорожит своей репутацией, и потому возьмет на себя ответственность и возместит расходы на ремонт, будет нелишним принять меры предосторожности и зафиксировать повреждения в квартире (например, влажный пол, источник затопления и другие).
Как отмечает Юрий Батан, сотрудник научно-исследовательской части, аспирант кафедры общетеоретической юриспруденции НУ «Одесская юридическая академия», желательно обратиться к органу, под управлением которого находится дом (ОСМД, ЖСК и т.п.) с требованием об осмотре и составлении Акта о залитии. В документе должно быть указано время и место его составления, примерное время затопления, детальное описание всех повреждений и убытков, причин, по которым произошло затопление, подписи всех лиц, участвовавших в осмотре квартиры, печать организации, под юрисдикцией которой находится дом. Если возникла потребность в вызове аварийных бригад, необходимо получить от них квитанцию.
Если строительной компании не чужды цивилизованные способы решения подобных проблем, то работа жильцов по сбору доказательной базы значительно упростится. Но что предпринимать в том случае, если застройщик не готов к диалогу, не сразу реагирует на негативные последствия затопления или же на заявления о строительном браке?
Прежде всего, обратимся к Закону Украины «О защите прав потребителей». Последний гласит – в случае выявления недостатков в предоставленной услуге потребитель имеет право требовать возмещения нанесенных ему убытков с устранением недостатков предоставленной услуги.
Однако в данном случае потребитель встанет перед вопросом: кто ответственен за качество строительных работ? Есть один тонкий нюанс – договор со строительной компанией включает акт приема-передачи выполненных работ, и если ОСМД или ЖКХ приняли дом в эксплуатацию, то держать ответ перед жителями должны тоже они.
«Кто принимает, тот и виноват, если принял некачественно построенный дом, то к нему и претензии. А он уже потом может их переадресовать строительной компании, предъявить регрессный иск. В том же случае, если акт приема-передачи не подписан, и балансодержателем является строительная компания, то она уже напрямую несет ответственность», - пояснил Юрий Батан.
По мнению заместителя начальника департамента Государственной
«Крупные строительные компании заботятся о своей репутации. Думаю, постараются нивелировать проблему», - отмечает Станислав. В противном случае, жителям придется скомплектовать вышеперечисленный пакет документов и подать заявление в суд.
Экономный платит дважды
Строительный брак - результат двух составляющих: спешка при возведении и сдаче дома, и желание максимально сэкономить на строительных материалах.
«Застройщики спешат сдать дом в эксплуатацию. Архитектурно-строительная инспекция проверяет строительные объекты по всей области, это большой объем работы, поэтому в среднем плановая проверка одного здания проходит раз в полгода. Обычно мы успеваем застать строение новостройки два раза. Первый – на стадии возведения фундамента, нам показывают сертификаты. Пока идет строительство мы в состоянии выявлять нарушения и обязывать предприятия их устранять. Но, когда мы приезжаем во второй раз, – уже стоит коробка. Тогда детальная проверка качества работ практически невозможна. Приходится ориентироваться на то, что прописано в актах», - рассказывает Станислав Гайворонский.
На качестве жилья сказывается не только форсированное строительство, но и желание застройщика ограничиться минимальными расходами. Дома строят по минимальной стоимости, поясняет эксперт по урбанистике Михаил Мейзерский и подчеркивает, что высотные здания - достаточно сложный объект.
«У них с каждым этажом повышаются затраты на армирование. Для высоток в 18-24 этажа нужен учет ветроустойчивости, то есть это недешевое строительство, а строят дешево. Сложное геологическое устройство в большинстве районов Одессы приводит к необходимости больших затрат на фундаменты. Это побуждает строить как можно выше, плюс цены на землю. А вот стены, окна - все это лишь бы как. В общем, качество нового жилья в Одессе оставляет желать лучшего», - заключает эксперт.
Автор: Диана Манучарян
Читайте также: Конец черноморского «Шанхая»: как природа забирает у бизнеса берег