Катерина Кипер – урбанистический и travel-фотограф. Ради хорошего кадра готова колесить по миру (Вьетнам, Лаос, Камбоджи, Таиланд, Германия, Франция, США, Испания, Италия…). По ее словам, нередко сама архитектура города просится в объектив и заставляет «остановить колеса». Так, в путешествии, родился фотопроект «Современный урбанизм в немецкой столице», который был представлен в рамках празднования недели немецкой культуры в Украине. Катерина 5 лет прожила в Берлине, потому отмечает, в фотографиях представлен нетуристический взгляд на город.
Какая же она, архитектурная культура Берлина с точки зрения урбанистического фотохудожника? Корреспондент Колокола пообщалась с Катериной Кипер о современном урбанизме столицы Германии, об отпечатке, который оставила «берлинская стена» в городском пространстве, а также о том, какую можно провести параллель между Берлином и Одессой, и что последняя может перенять?
Расскажите о вашем фотопроекте «Современный урбанизм в немецкой столице». Какие вы расставили в нем акценты?
Я сделала акцент на арт-Берлине, на урбанистическом Берлине. Главный посыл – показать, что после падения берлинской стены немцы сумели воссоединить два центра и создать удобное, практичное, красивое городское пространство. Это и некий звоночек для Одессы – не стоит строить одни лишь «свечки». Хочется, чтобы старые дома сохранялись и реставрировались, а новые, строительство которых идет в историческом центре города – соответствовали общему стилю и несли в себе какие-то смыслы, а не только финансовую составляющую. Нам есть, что позаимствовать у удобной Европы, в частности у Берлина.
Интересно, что такие события, как воссоединение Берлина и обретение Украиной независимости, произошли с разницей в два года, в историческом плане это мизерная разница. 27 лет назад пала Берлинская стена, а 25 лет назад распался СССР…
Да, но посмотрите, чего достиг Берлин в контексте городского пространства, а чего Одесса. При том, что Одесса - один из самых богатых и модерных городов Украины. Между Берлином и Одессой большая разница. У нас происходили стихийные застройки, у кого были связи и возможности «понатыкивали» дома, а в Берлине разрабатывали стратегию развития инфраструктуры, которой и придерживаются до сих пор. Начиная с создания подземных парковок, заканчивая с разработки остановок для людей с инвалидностью.
Окрестности зоопарка
Форсированное строительство социализма в ГДР в свое время отразилось и на архитектуре, и на городском пространстве восточного Берлина. Насколько сейчас изменилась восточная часть города? Есть ли что-то общее с архитектурой Одессы периода СССР?
В районах восточного Берлина много монументальных жилых зданий в стиле социалистического классицизма. От ГДР остались постройки 70-х а ля поселок Котовского или Таирово, потихоньку сносят нежилые дома, оставшиеся в наследство от Советов, новые же вписывают в стиль старого города. Но советский дух там до сих пор ощущается. В восточной части есть даже аллея Карла-Маркса, правда, изначально она была названа в честь Сталина. Очень похожа на Московскую своими широкими тротуарами, постройками. При этом между западным и восточным Берлином нет как таковой архитектурной границы, и там, и там есть старые центры, окруженные модерной застройкой. Различия ощущаются в районах.
Городской дворец в процессе стройки (справа) и Берлинский кафедральный собор (слева)
Раз речь зашла о районах. Насколько я знаю, спальные районы восточного Берлина в отличие от западного славятся стрит-арт-искусством, муралами?
Они особенно распространены в старых районах, в так называемых двориках. Там сумасшедшие граффити, муралы, совмещенные со специальной бумагой вроде газетной, наклейками, сделанными из гипса. Некоторые мои работы были отсняты именно там.
Почему, на ваш взгляд, уличные художники обделили вниманием западную часть Берлина?
Думаю, потому что западный Берлин - это центр бизнеса, инвестиций, а восточная часть изначально была немного дешевле, а потому доступнее для уличных художников и аматоров. Хотя, есть и исключение. Например, район Кройцберг (западная часть Берлина), где живут переселенцы, мигранты – турки, арабы или бедные студенты. Для них выйти из дома и нанести что-то на стену - все равно, что развеяться.
После падения стены именно в западной части Берлина остро встал вопрос о сохранении и реконструкции старой архитектуры. Довольно логично, поскольку до этого берлинцы в порыве отказа от преемственности с Рейхом, сносили исторические здания, вполне поддающиеся реставрации. До сих пор придерживаются принципа «сохраняем и реконструируем»?
Не то слово. Например, используют такую фишку: при реконструкции домов фасад оставляют прежним, а внутри играют с модерном. У нас же, к сожалению, могут снести все здание, нет программы, которая бы предусматривала сохранение фасадов, могут заново построить дом на старый манер.
Вид с крыши над Потсдамер Платц
Насколько, на взгляд урбанистического фотографа, органично сочеталось бы «старое и новое» в архитектуре Одессы? Если выйти за рамки одного здания «фасад+модерное помещение», а поговорить про соседство разновременных построек?
Лично мне нравится, я не против такого сочетания в Одессе. Например, есть модерные строения, которые на первый взгляд могут показаться неудобными, но при этом они очень функциональные. Например, в центре западного Берлина стоит разваленная церковь, рядом с ней в виде конуса стеклянное здание. Это и бизнес-центр и спортцентр. Подобный модерн, как стекляшка, должен нести смысл, быть архитектурно продуманным. Допустим, после того как в центре Одессы построили «Европу» нередко перешептывались: почему стекляшка стоит в центре города? Но это не самый худший вариант, это кусочек модерна. Мне вообще нравится такой синтез, есть контраст для фотографий – старое и новое, проходящая жизнь и будущее.
Есть ли примеры гармоничного, даже философского сочетания старой и новой постройки?
Например, Sony Center - ансамбль зданий на Потсдамской площади. Его построили на месте берлинской стены, на границе двух центров, в общем, соединяет две части города. Комплекс предназначен и для жилья, работы, досуга, есть музей кино, кинотеатры, торговые центры. На Потсдамской площади, где располагается Sony Center, проходит Берлинский международный кинофестиваль (Берлинале). То есть, небоскребы соседствуют здесь с сохранившимися частями Берлинской стены (мемориальный комплекс).
Расскажите про особенности городского пространства Берлина.
В Берлине между домами выделяют пространство для квадратных скверов, в центре города на месте старой парковки разбили парк в виде змеи протяжностью около 3 км. Под ним ходит метро. При этом до этого в Берлине уже был огромный центральный парк. Правда, тот, о котором идет речь, вовсе не зеленый, представляет собой дорожку для спортсменов.
Метро (станция «Конгресс Центр»)
У берлинцев вообще особенное, я бы сказала, трепетное отношение к озеленению города, обустраивают сады на крышах…
Это так. По-моему, в 70-80 годах вышел закон, согласно которому крыши города подлежали озеленению. Но при этом из-за садов крыша рано или поздно начинает протекать. Но озелененные сады до сих пор популярны по всей Европе, особенно в Берлине, Париже, Милане.
Какой он, удобный Берлин? Какими критериями вы оцениваете его удобство?
Скоростью подачи и получения различных справок, разрешений, там действует единый центр приема документов – полицейские участки, что значительно упрощает и ускоряет процесс.
Очень хочу отметить транспортную инфраструктуру, общественный транспорт там ходит на трех уровнях (по земле, под землей, над землей). Схема линий метро хорошо продумана, ты можешь добраться до любой точки города. Если в одесских маршрутках мы платим за одноразовые билеты, хотя их никто никогда не видит, то в Берлине действует другой механизм. Ты покупаешь билет в одну сторону и можешь делать сколько угодно пересадок, поскольку твой билет действует 2 часа с момента его компостирования. Но ты должен ехать в одном направлении.
Насколько я понимаю, спальные районы Берлина не проигрывают в своем удобстве центру. Как вы думаете, что в первую очередь стоило бы перенять одесским спальным районам у берлинских?
Нам не хватает парковки, особенно подземной. Например, в Берлине дома изначально строились с подземным паркингом. Это актуальная проблема, потому что количество машин на дорогах растет, чуть ли ни в каждой семье по 2 автомобиля. Кстати, в Берлине даже те, у кого есть автомобиль, пользуются общественном транспортом. Паркуются на станции и едут на метро. Так проще и быстрее, не тратишь время на поиски свободной парковки возле своего офиса.
Хакские дворики
Одно из главных отличий архитектурной и урбанистической фотографии, думаю, в том, что в урбанистических присутствуют люди? Верно?
Да, людей надо снимать в архитектуре, я вначале этого не понимала. Хотелось дождаться, когда опустеет улица, прибегала рано утром фотографировать здания. Но потом с опытом поняла, что в любой архитектуре должен присутствовать человек, потому что это кусочек этого мира, времени.
Модерный, удобный, доступный город некоторые урбанисты называют счастливым. Как вы думаете, повлиял ли современный урбанизм, удобное городское пространство на жителей Берлина? И как?
Сами немцы стали более модерными, после падения стены они стремились построить новую историю, новый город. У нас люди обозленные, у нас жизнь такая, особо на нее обозлились старики. А там бабушки покрасили губы в ярко красный цвет и давай бегать по городу, при этом еще улыбаются всем и вся. Модерная урбанистика, развитое городское пространство, конечно же, влияет на настроение, тебе приятно проходить по отремонтированной улице, вдоль красивых зданий, сидеть в скверах, отдыхать на арт-площадках и понимать, что это все не для элит, оно для всех.
Задняя сторона строящегося Городского дворца
Если бы вы делали урбанистический фотопроект про Одессу, что бы вы запечатлели, и почему?
Думаю, он основывался бы на контрастах – старое и новое. Хотела бы немного привлечь внимание к нашим проблемам. Например, старый Привоз и новая часть рынка, или фотопроект про наши дворики, которые, к сожалению, все реже имеют что-то общее с известными колоритными одесскими двориками. Обязательно про наши пешеходные дороги, проезжая часть это все же отдельная история. Посмотрите, к примеру, на тротуар возле нашего столика. Владельцы кафе если и пытаются облагородить что-то возле заведения, то, как только заканчиваются их 10 метров, складывают руки.
Площадь Александерплатц
Я молчу про велосипедные дорожки. В Берлине они проходят по всем улицам, поэтому велосипедистам запрещено ездить по тротуарам. Меня, например, в свое время за это оштрафовали на 50 евро. В городе был марафон – один из самых крупных забегов в Берлине. Что самое смешное, город был абсолютно пуст, все было перекрыто: ни людей, ни автомобилей. Мы с друзьями первую часть дороги ехали по тротуарам, потом уже по велосипедной дорожке, но по иронии судьбы проехали на красный свет. Не потому, что мы из Одессы, а потому, что город перекрыт, чего же стоять (смеется). За нами минуты три ехала полицейская машина, в итоге нас оштрафовали на 50 евро и забрали в отдел полиции.
Здание Рейхстага
Почему у немцев такой во всем порядок? Потому что они придерживаются правил, не столько из-за того, что боятся - развита система штрафования, а потому что они с детства приучены к тому, что хорошо, а что плохо, что значит озеленение для города, и почему нельзя бросать бумажку мимо урны.
Беседовала Диана Маначурян
Читайте также:
Одесситам покажут современный урбанизм через призму объектива