Павленский в Одессе: о бюрократии, политическом искусстве и свободе

13.08.2016 18:18
396

В пятницу, 12 августа, в Одессе с лекцией «О потреблении человека» выступил известный российский художник-акционист Петр Павленский.

Как сообщает корреспондент Колокола, изначально выступление планировалось в Зеленом театре, однако из-за плохой погоды его перенесли в HUB на Греческой. Правда, зал не смог вместить всех желающих послушать эпатажного деятеля искусства. После получасовой лекции, когда художник начал отвечать на вопросы, произошел конфликт. Присутствовавший на мероприятии известный киевский блогер, писатель Владимир Нестеренко (известный по прозвищу Адольфыч) позволял себе нецензурную брань, а также много раз продемонстрировал нацистское приветствие. Однако, когда организаторы вызвали охрану, блогер отказался покинуть зал и оказал сопротивление, причем достал нож и порезал правую кисть одному из охранников.

На этом мероприятие завершилось, пострадавшему оказали первую доврачебную помощь и отправили в больницу, а Адольфыч, Петр Павленский и модератор вечера, одесский художник Александр Ройтбурд покинули зал.

Однако, как выяснилось позже, до больницы охранники доехать не успели: второму мужчине стало плохо и он скончался, предварительно, в результате сердечного приступа.

Как сообщили 13 августа в пресс-службе полиции, по факту нанесения ножового ранения начато уголовное производство по ст. 125 (умышленное легкое телесное повреждение) Уголовного кодекса Украины. Продолжается следствие.

Тем не менее, Колокол предлагает читателям самые интересные высказывания Петра Павленского во время лекции.

 

О повседневности

«Бюрократический аппарат был придуман человеком для своего удобства, но, к сожалению, получилось так, что человек стал кормом для бюрократического аппарата, стал кормом для статистики бюрократического аппарата. Это полицейские, это судьи, это прокуроры, это адвокаты, это и школьные учителя, и чиновники. Судьи ежедневно несут корм на алтарь бюрократического аппарата. Также тюрьма является важной частью системы. Она работает больше всего в семантическом значении, в связке свободы и несвободы. Из тюрьмы сделали пугало, она создана, чтобы пугать людей, чтобы она неразрывно была связана с понятием страдания».

«Какова цель того, что бюрократический аппарат делает с человеком? Цель – подчинить человека в его повседневности, заставить его находиться в диапазоне допустимых колебаний, того, что можно и чего нельзя. Человек работает, чтобы оставаться в этом диапазоне каждый день. И все это время бюрократ торжествует: каждый надежно упакован в своем месте, находится в той форме, которую ему задали, ни на шаг не переступает границы».

«Неважно, 8 или 12-часовой у тебя рабочий день. Важно, что в сутках 24 часа. Простая калькуляция позволяет посчитать, кому на деле принадлежит время. Ежедневно у нас притупляется чувство боли на пути к больничным коридорам и могиле, ведь время – это единственный исчисляемый ресурс человека, и его отбирает у него государство».

О ресурсах

«Возникает вопрос: что делать? Я думаю, что его стоит переформулировать. Нужно думать о том, что можно сделать, находясь в той ситуации, в которой находится каждый из нас, кем бы он ни был. Я в какой-то момент решил, что достаточно поджигать. Например, двери Федеральной службы безопасности».

«У государства есть огромные финансовые, административные, силовые ресурсы. У меня этого ничего нет, поэтому я выбираю те средства, которые доступны мне и доступны каждому. Это нитки и иголка. Это колючая проволока. Это гвоздь. Это покрышки автомобильные. Это нож. Это необходимо, чтобы хоть что-то противопоставлять власти».

О встрече с бюрократическим аппаратом

«Когда человек задается вопросом, что ему сделать, он начинает отстаивать себя как субъекта, перестает быть безвольным объектом подчинения, то рано или поздно происходит встреча с бюрократическим аппаратом. Художник воспринимает возбуждение уголовного дела против себя как процесс установления границ искусства».

«Цель возбуждения уголовных дел – это банальная ликвидация. Человека, явления, ситуации. Это хорошо видно, когда они пытались нейтрализовать колючую проволоку, боролись с материалом, она цеплялась за их одежду, у них происходил такой своеобразный танец. Если художник не позволяет себе относиться к возбуждению уголовных дел как к проблеме, то открываются очень большие перспективы. Можно начать работать с механикой бюрократических аппаратов, заставить власть работать на политическое искусство. Я увидел, что это работает и что власть может работать на политическое искусство, на разрушение своих же декораций. Был 2013 год, первое уголовное дело после «Фиксации». Это была попытка репрессировать меня. Самое интересное, это, безусловно, подпись следователя, который возбудил это уголовное дело (демонстрирует на экране подпись, которая напоминает кокон колючей проволоки. - Ред.). Она является точной копией акции с колючей проволокой. Безусловно, это была удача».

О разломе в обществе

«На следующее дело после акции «Свобода», когда следователь вызывал меня на допросы, осуществить очередную формальную процедуру, я ходил к нему с диктофоном. У нас было три таких встречи, результатом стал очень хороший текстовый материал, который продемонстрировал столкновений двух мировоззрений. Тех, кто стремится подчиняться и подчинить всех вокруг, - это мировоззрение власти. И мое, которое пытается найти способ освободиться от повседневности, от тех условий, которые делают существование человека неотличимым от скотины, даже если и хорошо откормленной скотины».

«Один следователь заявил, что он провел опрос и понял, что все представители общества однозначно против меня. Он опросил уборщика, учителя, менеджера, чиновника, водителя, художника-реставратора. Все они были однозначно против. Я считал, что он забыл опросить проституток, почему-то исключил их из общества. Я решил восполнить этот пробел и позвал их как свидетелей защиты. Правда, они, посмотрев акцию по интернету, высказали свою точку зрения. Я немного огорчился, они так же были плохо настроены, как и все остальные. Стало ясно совершенно другое: нет никаких различий. Это искусственные различия – между социальными слоями, разлом в обществе проходит в другом месте. Риторика проституток, учителей, чиновников, прокуроров, менеджеров, прокуроров и судей совершенно одинакова и равнозначна. Разлом проходит в другом месте, это вопрос скорее культурны моделей. Это столкновение между моделями».

ФОТО: yep.today, mayak.org.ua

Читайте также:

Российский поэт Быков собрал аншлаг на одесском концерте

 

Рассказать

Природная красота, увековеченная в камне!

Читайте также