В таких городах, как Париж, человеку, который потерял всё, предпочитают помогать вернуться в общество, а не вытолкнуть из него навсегда. Рассказываем об идее, которая скоро может превратиться в общеевропейскую инициативу.
В одном из округов Парижа на окнах магазинов и ресторанов начали появляться необычные наклейки. Рядом с привычными глазу знаками wi-fi или логотипами Visa и MasterCard наклеивают бело-синие стикеры о предоставлении бесплатных услуг для нуждающихся.
ViceNews выяснили, что это инициатива под названием Le Carillon (карильон — музыкальный инструмент, с помощью которого большие колокола играли определённую мелодию в соборах, парочка ещё сохранилась в Киеве). Придумал её парижанин Луи-Ксавье Лека:
Я чувствовал себя бессильным, когда встречал бездомных на своей улице. Хотел что-то сделать, чтобы повлиять на это. Я понял, что некоторые бизнесмены готовы помогать, просто не знают, что нужно делать.
В 2014 году он начал обращаться к местным владельцам малого бизнеса. Лека просил их предоставлять бездомным небольшие бесплатные услуги по мере возможности, а сообщить об этом он предлагал с помощью вот таких наклеек на двери:
Когда нуждающийся в помощи человек видит такую, понимает, что сюда он может без опаски зайти и попросить бесплатный обед или первую медицинскую помощь. Некоторые предлагают также воспользоваться комнатой отдыха, парикмахерские предоставляют бесплатные стрижки, а магазины одежды — бесплатные вещи.
Le Carillon ещё находится в фазе запуска и становления, объединив 60 местных бизнесов округа. Некоторые продавцы помогают продвигать инициативу, стимулируя общественность. Один из ресторанов, например, оставляет горячий напиток бездомным за каждое проданное блюдо. По такому же принципу работают некоторые магазины одежды.
Подобные гражданские инициативы случались и раньше. В 2013 году из Неаполя пришла идея «подвешенного кофе» (покупаешь две порции, одна из которых достанется тому, кто попросит), которая стала популярна благодаря освещению в СМИ, но постепенно забылась.
Марис Брессон
Профессор социологии Университета Версаля
Такие инициативы, как Le Carillon обычно возникают, чтобы компенсировать недостаток государственных услуг. Исторически сложилось, что есть два типа ответа на несостоятельность: жалость и осуждение. В социальном государстве предполагается, что общество создаст соответствующую инфраструктуру для включения в себя тех, кому нужна помощь. Такие гражданские инициативы создаются, чтобы компенсировать то, что считается недостатком.
Лека полагает, что его идея помогает разрушить стену между бездомными и местными жителями:
Владельцы бизнеса могли бы озаботиться реакцией своих клиентов. Но всё оказалось наоборот. Сегодня они скорее возмутятся, если к ним обратятся за помощью.
Стефани Оде, официантка одного из участвующих в инициативе ресторанов, отмечает, что некоторые бездомные не хотят наживаться на доброте:
Бездомные не идут к нам толпой. Некоторые чувствуют себя некомфортно. Я знаю одного мужчину, который получил талон на еду и хотел отдать его мне — не совсем понимал, что с ним делать. Он хотел помочь с чем-то в обмен на обед.
Фармацевт одной из улиц округа Руди Сетти говорит, что со времени запуска инициативы количество людей, которым он регулярно помогает, выросло. Также он считает, что давать воду и базовые средства личной гигиены — это часть его обязанностей, как фармацевта:
Мы работает в области охраны здоровья, наша дверь всегда открыта. Всё проходит хорошо, люди не жалуются. Покупатели даже не обращают внимание. Никакого осуждения нет.
В плане Лека превращение его инициативы в долгосрочный проект и расширить его на другие округи. Кроме того, он планирует набрать группу волонтёров в других городах, которые смогут приобщить их местный бизнес к Le Carillon. Он надеется, что к сентябрю проект достигнет других частей Франции или даже других европейских стран.