После того, как усложнились поставки из Крыма, в Одесской области камень начали добывать ударными темпами. Как в шахтах, так и открытым способом.
Активисты ГО «Оберіг», прежде чем искать нелегальные шахты, подали запрос в Государственную службу геологии и недр Украины с просьбой предоставить информацию о том, какие фирмы и в каких местах получили специальные разрешения на пользование недрами.
ГО «Оберіг»
Получив ответ, мы отправились в один из районов, которого не было в списке полученных разрешений. Нами было найдено около десятка мест, в которых ведётся нелегальная добыча ракушечника. Зачастую входы в шахты замаскированы от глаз проезжающих насыпью или рядом деревьев, но стоит немного пройтись — и взору открывается лунный пейзаж. После того как усложнились поставки из Крыма, в Одесской области его начали добывать ударными темпами. Добычу ведут как в шахтах, так и открытым способом..
Активисты отмечают, что из одной шахты нелегальные копатели могут получить до 5 миллионов гривен в год. По словам авторов видео, пилят камень при помощи КаМЗ (каменерезная машина Заступайло).
ГО «ОБЕРІГ»
Одной машиной орудуют, как правило, 2 человека. При работе в шахте за день 2 человека производят приблизительно 5 рядов или 750 камней это 7500 грн в день. То есть за 25 рабочих дней выходит 187500 грн в месяц. При добыче открытым способом выходит в 1,5 раза больше.
В одной шахте обычно может работать 2–3 КаМЗа. Таким образом, только с одной шахты месячный доход может быть более 500 тыс. грн, а годовой — более 5 миллионов грн. Таких мест мы обнаружили более десятка. Также в некоторых местах попутно добывают песок с ракушечника (используется в качестве заполнителя для лёгких бетонов), вывозят чернозём, бывает, пилят рядом стоящий лес.
Ещё одним феноменом активисты называют то, что к местам добычи ракушечника через поля тянутся линии электропередач, которые внезапно заканчиваются трансформатором, от которого провод идёт в шахту.
-
Kost Sokur