Мы решили провести инспекцию по некоторым одесским дворам спального сектора и обозначить самые заметные проблемы большинства из них.
Собственно, ничего нового тут сказано не будет, потому что каждый читающий эти строки прекрасно понимает, насколько безобразно благоустройство внутридомовых территорий большинства спальных районов Одессы, впрочем, как и центральных.
Но всё же стоит выделить и напомнить об основных проблемах, которые из-за длительности своего присутствия в жизни обитателей многоквартирных домов вписались в нормальное состояние большинства дворов.
Для первой части фотофиксации состояния придомовых территорий мы обошли район низкоэтажной и среднеэтажной застройки от парка Победы до улицы Пироговской.
Проблем, как вы уже догадались, нашлось достаточно.
Сразу стоит отметить, что виноваты в том, что дворы похожи на Авгиевы конюшни, а иначе их никак не назвать, абсолютно все: чиновники, жители, работники КП, владельцы бизнеса в ареале спальных секторов и даже те люди, которые когда-то занимались проектом генплана районов. Так что праведный меч критики коснётся каждого.
На последних особенно есть из-за чего взъесться, потому что это люди, которые отметились самым отвратительным качеством, какое может быть в арсенале у архитекторов города — недальновидностью.
Но обо всём по порядку.
Пять основных проблем нынешних внутридомовых территорий этой части Фонтана:
- отсутствие парковочных мест;
- выборочное благоустройство дворов;
- халатность и эгоизм жителей домов;
- издержки предпринимательской деятельности;
- нарочитая симуляция деятельности коммунальных работников.
Проблема нехватки парковочных мест — это последствия недальновидной политики архитекторов города, когда автомобиль в каждой семье казался чем-то из области фантастики. Вследствие этого и также, отталкиваясь от вопросов экономии пространства, строительных материалов и временных ресурсов, в проекте оказалось недостаточно мест для частных автомобилей.
В 90-х история сделала великий финт ушами, и город наполнился личным транспортом, однако никто не занимался вопросами их дальнейшего размещения, поэтому жители, не долго думая, начали пользоваться придомовыми территориями, как собственным гаражом.
И так как число автомобилистов неконтролируемо росло, а о «конюшнях» вопрос в принципе не поднимался, сложилась совершенно варварская ситуация — автомобили начали оставлять абсолютно везде: на газонах, палисадниках, выездах, детских и спортивных площадках, на проезжей части, перед входом в подъезд.
Владельцы машин особенно не брезгуют такими местами, потому что не надо платить за стоянку, не надо преодолевать расстояния до машины (это вообще тяжёлый случай в странах СНГ), создаётся видимость безопасности и защиты частной собственности.
Особенно чудесно это смотрится, когда машина за долгое время постоянной парковки на газоне уже успела разрыть приличный котлован, где собираются дождевые воды с грязью вперемешку с унынием.
Кроме того, владельцы автомобилей любят «приватизировать» часть дворового пространства под свои нужды и устанавливать на нём антипаркинговые устройства, чтобы, не дай боже, никто не занял честно захваченное место.
Кто же из нас не сталкивался с типичным скандалом среди соседей, что, дескать, «Димон, а чего ты свою тачку на моём месте припарковал»?
Это очень интересный вопрос внутридворового диалога, которого мы сейчас касаться не будем, но обещаем к нему вернуться.
Доходит до того, что таким вот рейдерским образом парковкой становится всё пространство двора.
Возможно, эту проблему смогут решить новосозданные ОСМД, когда у жителей наконец появится ощущение, что зона их личного существования не ограничивается площадью квартиры и салоном автомобиля. Но рано ещё пока говорить об этом.
С некоторыми из таких нахалпарковок борются сами жители, устанавливая клумбы и всякий мусор, не пропуская машины во внутреннюю часть двора, с некоторыми — борются КПшники.
Но, чаще всего, ситуацию пускают на самотёк и двор превращается в хаотично заставленную автомобилями стоянку.
Сразу же всплывает вопрос: ГДЕ ПАРКОВАТЬСЯ? Вот, к слову, об этом стоило задуматься перед приобретением своего верного железного коня.
Иначе выходит, что проблему решаем по мере возникновения (и, чаще всего, по-простому), чем наверняка руководствовались и авторы проекта будущих спальных районов и до сих пор руководствуются нынешние застройщики.
Другой проблемой являются избирательные меры по благоустройству у городских чиновников, а в частности, потенциальных депутатов. Многие из нас знакомы с их предвыборными плясками.
В попытке влиться в политическую тусовку резко активизируются ресурсы будущих политиков и они неожиданно начинают проявлять интерес к жалобам жителей подконтрольного им округа.
Нет смысла говорить, насколько их заботит благоустройство дворов электората вне политической гонки.
В случае округа, где мы проводили «инспекцию», ставка на предыдущих выборах в депутаты горсовета была сделана на «цветы жизни».
Этим и отличились нынешние кандидаты, которые почти в каждом дворе выстроили детские площадки.
Загвоздка лишь в том, что их реконструкция или установка никогда не обозначает налаживания порядка на самой площадке или вокруг неё.
И такая история повторяется практически всюду.
Исключение лишь в том случае, если дорожное полотно либо дорожки к месту будущего игрового майданчика уже худо-бедно были обустроены в былые времена жителями или предшественниками депутатов.
Ситуация складывается, конечно, парадоксальная.
Понятно, какой малой ценой пытаются понабрать голоса будущие депутаты, но полное игнорирование запущенности вокруг площадки просто нивелирует сам эффект «качелей» и натянутого обустройства.
Тут, конечно же, всегда есть защитный аргумент: «Это ж детям, а им дай качели и всё». Однако не стоит забывать о важном влиянии окружающей среды на воспитание, которая формируют эстетические нормы и соответствующие поведенческие базисы.
Итак, получается, что стоит площадка относительно новенькая и чистая, а вокруг сплошные разбитые дороги, грязь, неухоженные зелёные участки, мусор.
Ну, главное, чтобы почву для «цветов» подготовили, а дальше они как-нибудь сами.
Чиновников, конечно, ругать — это не гвоздь забить.
Поэтому можно вспомнить и местных жителей, которые, кажется, совершенно выкинули из головы цели существования прилегающей к дому территории и используют её, как место для «отдыха» с вытекающими оттуда последствиями в виде брошенных окурков, бутылок и упаковок от закусок.
Даже в том случае, если рядом находятся мусорные контейнеры.
Это одна из насущных проблем соседства в целом. Общий двор воспринимается в понимании общего поскольку-постольку. Остальное время всё, что размещено в нём, меня не касается. Это правдиво и по отношению к подъезду.
Ладно, всегда можно сослаться на то, что без паршивых овец никуда, но это слабое оправдание.
Правда, есть жители домов, которые тратят собственные силы и ресурсы на то, чтобы привести двор в порядочный вид, если на это не способны департаменты и коммунальщики.
Им нужно воздать должное.
Они берутся за благоустройство и пытаются содержать выбранный участок двора в чистоте и порядке, чаще всего, занимаясь садоводством и декором.
Только временами восприятие эстетики весьма вычурное у части из них, так как для обустройства территорий частенько используют всё, что на улице нашли или на антресолях. Хотя иногда, безусловно, это создаёт свою атмосферу во дворе.
Не будем даже вспоминать о неисчислимых экспонатах ЖЭК-артов, чем славится всё СНГ.
Шины, можно сказать, стали универсальным способом создать «украшение» к любой зоне.
И вся эта череда лебедей, грибов из тазиков, украшений из пластиковых и стеклянных бутылок, старых игрушек и прочего хлама прекрасно продолжает населять дворы спальных районов, не усиливая комфорт и благоустройство, а лишь укрепляющее уверенность в совершенно нелепом восприятии красоты и почёте карго-культа.
Есть и другая категория жителей, которые под видом благоустройства участка полностью отхватывают себе кусок общественной площади и используют по своему желанию.
В лучшем случае — под зону отдыха, в худшем — под склад, очередную парковку или даже точку торговли.
Здесь самое время коснуться разгрузочных баз для различного рода супермаркетов во дворе домов. Увеличение количества крупных торговых точек и размещение их внутри дворов привело к тому, что появился дополнительный источник шума.
Часто их размещают внутри жилых домов с выходом на фасадную часть, однако основные операции по поставкам и приёму товара происходят внутри дворового пространства: шум грузовиков, рабочая деятельность и не стоит забывать о всякого рода мусоре, который появляется в процессе работы грузчиков и подсобного персонала магазина.
И последний штрих — добросовестность работников коммунальных служб, которые стремятся выполнять обязанности самым лучшим образом.
Если кто-нибудь знает назначение вот этого столба, то не жадничайте: поделитесь священной тайной функцией, которую он несёт.
А, может быть, кто-то объяснит, какую оберегающую функцию выполняет этот люк?
Смотрите, какой прекрасный вид открывается на двор из этого дома. Хотя, быть может, эта такая пожарная лестница.
С мусорными контейнерами тоже не всё гладко. Бывает так:
А бывает и вот так. Зато близко идти.
Пешеходные дорожки представляют собой последствия пробежавшего стада апатозавров.
Тут даже излишни комментарии. Что не дорожка, то выбоина, яма, грязь.
Правда, винить их тоже временами бестолково, ведь все мы знаем, откуда начинается процесс разложения у рыбы.
Пока ситуация оставляет желать лучшего. Нынешние одесские дворы — это пастбище для припаркованных автомобилей, дойная машина голосов депутатов и место, где слово «благоустройство» применимо разве что в саркастическом обороте.
Опять же, исправить это по силам будущим ОСМД, когда сами жители дома смогут решить, кому передать функцию ухода за благоустройством домов. Время покажет. Но дело остаётся за жителям. Смогут ли эти реформы изменить личное отношение самих жильцов?