Постараемся разобраться, почему частная компания стала единоличным владельцем сухого порта.
Одесский сухой порт, который находится на Хаджибейской дороге, был построен ещё в прошлом десятилетии. Стоит признаться, все эти годы он прекрасно справлялся со своими задачами. Напомним читателям, что сухой порт — это терминал, который непосредственно связан с морских портом с помощью автомобильного или железнодорожного сообщения. В случае с Одессой это сообщение осуществляется с помощью эстакады.
Среди функций такого объекта можно выделить хранение и перевалку грузов. Кроме того, в рамках сухих портов предоставляются услуги по таможенному оформлению.
Краткий экскурс в историю
Афера с сухим портом берёт своё начало ещё со времён правления Януковича, а её простота граничит с несусветной наглостью. Фактическим владельцем одного из самых значимых припортовых объектов стала частная компания — ООО «Евротерминал». Грузовики, которые выезжают или заезжают в морской порт, так или иначе проходят через шлагбаум сухого порта. За право проезда каждая машина платит определённую сумму денег. По слухам, на сегодняшний день плата составляет около $ 20.
У всех здравомыслящих людей сразу возникает два вопроса. Во-первых, почему сухой порт, будучи неотъемлемой частью государственного предприятия (морского порта), находится в частной собственности? Во-вторых, за какие именно услуги «Евротерминал» берёт деньги?
Отвечая на второй вопрос, сразу же стоит сказать, что сама компания, фактически, не оказывает никаких конкретных услуг клиентам. В договоре значатся такие полезные мероприятия, как «регистрация транспорта в электронной базе», «обеспечение отдельным местом для стоянки» и другие не менее важные услуги. Если вкратце, деньги берутся за работу шлагбаума, который неустанно подымается и опускается по тысяче раз за день.
Что же касается первого вопроса, однозначного ответа на него нет. Виной всему отечественное законодательство, которое прямо не запрещает частным лицам владеть и распоряжаться такими важными объектами. Конечно, ни одну другую компанию не пустили бы на это место, но у «Евротерминала» были все шансы, учитывая связь этой фирмы с такими известными личностями, как Ангерт, Минин, Жуков и Лисицын.
Сухой порт во времена революции
Революция Достоинства должна была пошатнуть позиции коррупционеров, воров и бандитов. По крайней мере, именно так нам и пообещали. Разгневанные перевозчики давили на Администрацию порта, которая, в свою очередь, давила на «Евротерминал». Тогда в сухой порт открыли другие пропускные пункты, которые (как необычно) предлагали водителям проехать через шлагбаум совершенно бесплатно. Стоит ли говорить, что для «Евротерминала» настали тяжёлые времена, ведь их высококлассные услуги почему-то перестали быть нужными клиентам.
Целый год беззаботные перевозчики могли пользоваться сухим портом совершенно бесплатно. Но наглость, которая была присуща чиновникам во времена Януковича, никуда не делась, а у власти остались всё те же граждане. И весь этот безоблачный год они вынашивали хитрые планы о дальнейшей судьбе аферы с «Евротерминалом»
Все дороги ведут в Рим
В феврале 2016 года городские власти неожиданно обеспокоились проблемой движения грузового транспорта возле сухого порта. Якобы на ул. Церковной и Одария у людей весь этот год не было ни сна, ни нормальной жизни. Поэтому горсовет разработал схему движения большегрузного транспорта в этом районе.
По счастливой случайности, грузовой транспорт не мог двигаться по тем улицам, которые вели к бесплатным пропускным пунктам. «Евротерминал» вновь открыл свои двери для всех машин, которые направляются в Одесский порт.
«Евротерминал» — афера нового образца
Стоит отдать должное городским властям за изобретательность и непринуждённость в решении вопроса о дальнейшей жизни аферы с сухим портом.
С одной стороны, достаточно трудно обвинить конкретных чиновников в злом умысле. Данная схема — дело рук департамента транспорта и связи, который возглавляет Александр Илько. Не так давно он созвал пресс-конференцию, посвящённую инциденту с дорожным знаком. Илько заверил присутствующих, что разработка схемы велась исключительно для того, чтобы учесть интересы горожан, проживающих недалеко от сухого порта. Действительно, соответствующие жалобы поступали весь тот год, когда грузовикам было разрешено не платить за шлагбаум. Здесь горсовет выступает в качестве самоотверженного слуги народа.
С другой стороны, нельзя говорить и о вине частной компании. Ведь «Евротерминал» не препятствовал работе других пропускных пунктов. Просто ей в очередной раз повезло оказаться в числе фаворитов у местных властей.
Позиция горсовета в данном случае понятна — чиновники прикрываются несколькими десятками жильцов ул. Одария и Церковной, полностью отрицая свою связь с «Евротерминалом». При этом все как бы невзначай позабыли о разьярённых перевозчиках и транспортных компаниях, которые приносят в тот же городской бюджет баснословные деньги. Но это уже совсем другая история.
Будущее «Евротерминала»
Сейчас вопросом о платном шлагбауме заинтересовались и другие власть имущие — представители команды Саакашвили. Губернатор лично вырвал один из запрещающих знаков, а Марушевская пообещала отправить соответствующее дело в Антимонопольный комитет и Антикоррупционное бюро.
«Евротерминал» — это и вправду монополия со всеми вытекающими признаками недобросовестной конкуренции и коррупции. Налицо факты сговора между горсоветом и компанией, который привёл к незавидному положению других фирм, предоставляющих право проезда в сухой порт.
Но беда даже не в этом. Мы можем говорить о понятиях конкуренции и монополизма только тогда, когда речь идёт о хозяйственной деятельности (о торговле или о предоставлении услуг). Но ведь «Евротерминал» не предоставляет никаких конкретных услуг, помимо подъёма и опускания шлагбаума. В данном случае мы имеем дело с компанией-пустышкой, фиктивным предприятием, которое, однако, очень дорого берёт за свои мифические услуги.
Мы надеемся, что абсурдность этой ситуации в самом скором времени привлечёт больше внимания людей, которые будут заинтересованы разобраться с деятельностью этой сомнительной «лавочки».