Опередили одесских мастеров пера лишь донецкие коллеги.
MediaSapiens опубликовал аналитический отчёт Института демократии имени Филиппа Орлика по мониторингу региональных СМИ за февраль 2016 года.
Одесские газеты опубликовали 17 % «джинсы» и заняли второе место по количеству материалов с признаками заказа, наряду ними по 17 % «джинсы» имеют Харьков и Житомир. На первом месте с 30 % — Донецк.
Донецкие эксперты института демократиии имени Филиппа Орлика
Анализ печатных изданий Одессы свидетельствует значительную зависимость СМИ от той или иной политической силы, которая имеет влияние в одесском обществе и области. Традиционно выделяется зависимость СМИ от местной власти (особенно в области). Если в городе материалы с признаками заказа ориентированы на поливание грязью оппонентов или демонстрацию достоинств «своих» политиков, то областные СМИ больше направлены на «протокольные мероприятия» местных чиновников. Среди лидеров по «джинсе» газеты «Вечерняя Одесса» и «Курьер недели».
Светлана Ерёменко
руководитель мониторинга региональных СМИ
Мониторинг региональных изданий в феврале 2016-го продемонстрировал ожидаемое снижение количества материалов с признаками заказа и ненадлежаще маркированной рекламы в региональных СМИ по сравнению с предвыборным сентябрём, когда они составляли почти 40 % оценённых материалов. Усреднённый региональный показатель в 25,4 % джинсы в печатных и 18,9 % в онлайн-изданиях было зафиксировано экспертами ИДПО.
Она также отметила, что во время февральского мониторинга замечено, что к болезни «Пресс-релизы» добавилась ещё одна: журналисты массово перепечатывают непроверенные посты с Facebook, используя их как источник информации.
С онлайн-СМИ ситуация обстоит немного лучше: одесские сайты — на третьем месте по количеству заказных материалов с показателем 22,5 %. В рейтинге их опередили Черновцы (42 %) и всё тот же Донецк (23 %).
Светлана Ерёменко
РУКОВОДИТЕЛЬ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
Электронные издания Донецка, Одессы, Черновцов, Сум размещают большое количество дезинформации, необработанных пресс-релизов, а теперь всё чаще — непроверенной информации из Фейсбука.
Среди лидеров «джинсы» в Одессе «Таймер» — 47,6 %, «Думская» — 21,4 %, «Одесская жизнь» — 11,9 %. В то же время интернет-издание «Трасса Е-95» существенно уменьшило количество «джинсы» по сравнению с предвыборной кампанией. До 9,1 % по сравнению с 42,9 % в сентябре.
Елена Иванова
медиаэксперт
Если в сентябре «Таймер» печатал и пропагандистские материалы, и обычную предвыборную джинсу, то в феврале сосредоточились только на пропаганде, которая старательно маскируется под журналистские материалы. А вот сайт «Думская», отстаивая интересы своего владельца, неоднократно нарушал стандарты — с этим связана низкая за весь период наблюдений оценка.
Ольга Моисеева
медиаэксперт
Ещё одна тенденция —увеличение количества публикаций, которые пишутся только на основе постов в Фейсбуке. Журналисты ничего не делают, чтобы сбалансировать новость или хотя бы проверить это заявление, дополнить её контекстом. Больше всего таких материалов на сайте «Одесская жизнь». Пытаясь выиграть в оперативности, издание проигрывает в точности и полноте.
Эксперты Института демократии имени Филиппа Орлика отмечают, что местные журналисты обращают мало внимания на актуальные проблемы украинского общества, вместо этого они ориентируются на официальные мероприятия и пресс-релизы.
Светлана Ерёменко
РУКОВОДИТЕЛЬ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
Газеты и сайты на региональном уровне не поддерживают публичной дискуссии на актуальную тематику, не способствуют изменениям в обществе. Темы внутренне перемещённых лиц, местного самоуправления, раненых участников АТО и их семей, реформирования здравоохранения и системы образования, инвестиций и экономического развития местностей остаются, в основном, на втором плане или отсутствуют в региональном медиапространстве.
Мониторинг печатных и интернет-медиа на предмет соблюдения ими профессиональных стандартов проводится Институтом демократии имени Филиппа Орлика с сентября 2014 года во Львовской, Донецкой, Харьковской, Сумской, Днепропетровской, Одесской, Черновицкой и Житомирской областях. Каждый регион представлен четырьмя местными печатными и четырьмя онлайн-изданиями.
В этом отчёте приведены результаты мониторинга за июнь, который проводился с 1 по 7 февраля 2016 года. Всего было проанализировано 565 материалов печатных изданий и 697 публикаций новостных сайтов.
Институт демократии имени Филиппа Орлика использует методологию мониторинга, разработанную проектом «У-Медиа», «Интерньюс Нетворк» (совместно с Институтом массовой информации.