Инженер китайской корпорации Baidu Эндрю Энджи и директор Института Baidu Юанькинг Лин рассказали wired.com, с какими трудностями могут столкнуться беспилотные автомобили на дорогах и что необходимо для успешного внедрения их в общество.
Беспилотные средства передвижения могут появиться на наших дорогах намного раньше, чем это принято считать. Уже к 2018 году компания Baidu собирается выпустить на рынок беспилотные автомобили. И хоть они безопаснее привычного транспорта, но есть некоторые сложности в их адаптации к манере вождения обычных водителей. Нынешнее состояние современных технологий пока что не в состоянии это изменить, однако небольшие реформы в транспортной инфраструктуре могут упростить задачу.
Реформы не только позволяют убрать слабые стороны автомобилей, как, например, неспособность интерпретировать жест рабочего на дороге, но и выведут на передний план их сильные стороны — постоянную бдительность на дороге. Чем быстрее это случится, тем лучше, т. к. автомобильные аварии ежегодно забирают 1,3 миллиарда человеческих жизней. Беспилотные автомобили не только могут спасти огромное количество жизней, но и способны сделать поездку более доступной и комфортной. Однако автопроизводители и технологические компании не в силах справиться с этой задачей в одиночку. Такое возможно только лишь при взаимодействии с обществом.
Развитие железной дороги в XIX веке позволило сделать путешествие намного быстрее и комфортнее, чем путешествие на лошади. И в целом трансформировало общество. Однако и к этому виду транспорта нам пришлось адаптироваться. Общество разработало новые ограничения: запретили стоять на рельсах, создали инфраструктуру с переездами, шлагбаумами и звуковыми предупреждениями.
В будущем беспилотные автомобили могут стать безопаснее обычных автомобилей. Но также, как поезда отличаются от лошадей, так и беспилотные автомобили отличаются от привычных нам средств передвижения. Поэтому нам следует найти безопасный способ внедрения их в нашу жизнь.
Ключевые моменты
Сегодняшние автономные автомобили уступают водителям в следующем:
- они не способны принять верное решение, имея дело с жестикуляцией на дороге;
- если солнце находится за светофором, то большинство камер не в силах распознать цвет сигнала из-за ярких лучей;
- автомобили не способны распознать метраж объезда грузовика по надписи у них на кузове;
- если мы видим детей, бегающих недалеко от проезжей части, то стараемся уменьшить скорость, зная о непредсказуемости детского поведения, автомобиль — вряд ли в курсе.
Однако автономные автомобили имеют и свои преимущества:
- угол обзора дороги у них 360 градусов;
- они никогда не пьют за рулём, не отвлекаются во время езды, не устают и не нуждаются в отдыхе, разве что для проведения техосмотра;
- скорость их реакции намного быстрее, чем у среднего человека.
И так как компьютеры видят и понимают мир иначе, то и манера вождения у них отличается от человеческой. Искусственный интеллект успешно развивается, но в ближайшем будущем мы не должны ожидать от них такого же вождения, как от человека.
Небольшие изменения в инфраструктуре
Нынешняя транспортная система полностью создавалась под человека. К счастью, небольшие изменения в ней помогут адаптироваться беспилотным автомобилям.
Вместо жестов на дороге можно использовать беспроводные маячки или приложения, которые информируют автомобили о строительных работах. Автомобильные операторы заранее можно снабдить информацией о ближайших ремонтных работах. Это касается и полицейских машин, машин скорой помощи и пожарных грузовиков, т. к. ИИ (искусственный интеллект — ред.) не способен интерпретировать значение сирен и мигающих огней.
Помимо этого беспилотные автомобили должны быть легко отличимы в потоке других автомобилей. Это как наклейка «У» на лобовом стекле с предупреждением, что за рулём неопытный водитель.
Также можно установить несколько светофоров на проблемных перекрёстках, работа которых не будет зависеть от положения солнца на небосводе. Ещё один из способов: создание более чувствительных камер на машинах. Союз автопроизводителей, технологических компаний и общества — это лучший способ создать безопасную и эффективную транспортную систему.
Предсказуемость
Поезда — безопасный вид транспорта, однако они не способны избегать препятствий. Беспилотные автомобили более манёвренные, однако ещё нужно много работать над тем, чтобы сделать их более предсказуемыми.
Тем не менее, они всё равно будут вести себя по-разному. Поэтому так важно, чтобы они отличались от обычных автомобилей.
Национальная администрация безопасности дорожного движения США обнаружила, что жёлтые сигналы поворота значительней безопасней, чем красные, так как последние ассоциируются обычно у водителей, как сигнал торможения. Эта разница может запутать водителя о намерениях впереди едущего автомобиля. И это особо важно для беспилотных автомобилей, чьи намерения ещё более чужды людям.
Состояние качества дорог также играет огромную роль. Чётко различаемая разметка одинаково необходима, как для водителя, так и для компьютера. Её запущенное состояние не только усложняют движение, но и затрудняет распознать и предсказать дальнейшее поведение обоих водителей.
Моральный императив
В общей сложности для безопасной работы беспилотных автомобилей достаточно: небольшая реорганизация транспортной инфраструктуры и узнаваемый дизайн для самого транспорта, чтобы и водители, и пешеходы сразу распознали в машине беспилотную модель. Также потребуются соответствующие реформы на законодательном уровне. Это огромная работа, но хорошая новость заключается в том, что все необходимые реформы можно проводить постепенно.
Ежедневно три тысячи человек гибнет из-за автомобильных аварий. Беспилотные автомобили способны снизить эти показатели. И в наших обязанностях сделать это.
Однако создание автономных автомобилей — это дело не одной организации. Это комплексное взаимодействие государства, общества, исследователей, инженеров и автопромышленников. Вместе мы сможем вступить в светлую эпоху безопасного транспорта.
Оригинал статьи: wired