После аварии на Чернобыльской АЭС прошло почти 30 лет, несколько раз сменилась власть, государственный строй. Но что мы знаем о ней кроме числа жертв? Причины, виновные, осуждённые?
Этим вопросом задался киевский эксцентричный художник Фёдор Александрович.
Когда произошёл взрыв на крупнейшем предприятии в истории атомной энергетики ЧАЭС, ему было четыре года. Он, как и миллионы ничего не знавших о произошедшем, пострадал от радиации.
По словам мамы Фёдора, он с детства был пацифистом — в 6 лет он надел фрак и шляпу, написал письмо против того, чтобы соседские ребята играли в войну, и пошёл собирать подписи. Вместо подписей он получил лишь синяки и, похоже, решил менять тактику.
Фёдор загорелся идеей фильма после того, как его друг Артём Рыжиков — оператор «Русского дятла» — рассказал ему историю своего отца. По словам Артёма, его отец был советским военным лётчиком. Через несколько дней после трагедии на АЭС, он пролетал над Припятью и увидел яркий свет вышек. Карта тех годов гласила, что на этом месте был расположен пионерский лагерь.
Режиссёром фильма Фёдор попросил стать Чеда Грасиа — американского драматурга, который никогда до этого не снимал кино.
Почему советская власть так долго молчала о катастрофе? Зачем было строить радиолокационную станцию «Дуга» стоимостью двух ЧАЭС неподалёку от неё? Может ли она быть причиной аварии? Где все архивные документы? Чья невнимательность привела к страданиям миллионов человек? А была ли это невнимательность?
Фёдор Александрович на протяжении всей киноленты задаёт эти вопросы свидетелям, экспертам, работникам и самому себе.
Фильм «Русский дятел» документальный, но в то же время и художественный. Режиссёр объединяет в одно повествование три геноцида советской властью и её приверженцами против украинского народа: Голод 1933 г., Аварию на Чернобыльской АЭС и подавление Майдана.
Семья главного героя также подверглась сталинским репрессиям. Через разговоры о Чернобыле, виновниках аварии и последствиях Фёдор передаёт зрителю эхо СССР: его отголоски, страх, цензуру, подписок о неразглашении, партийных идолов и цинизма.
На завершающем этапе съёмок художнику стали поступать угрозы со стороны ведомств уже независимой, демократической Украины. Опасаясь за жизнь своего сына, он на время покинул страну. Однако события на Майдане заставили Фёдора вернуться и продолжить работу.
Фёдор Александрович
ХУДОЖНИК, АКТЁР
Страх гнал людей в революцию, на Майдан, страх не стать предателями. Потому что у нас есть генетическая память о сталинских репрессиях, о Голодоморе: ты либо сидишь в тюрьме, либо стережёшь тех, кто сидит в тюрьме. Либо пишешь доносы,чтобы отправить кого-то в тюрьму, либо на тебя пишут доносы. Нежелание играть в такую игру и заставило меня выступить.
Стоит отметить, что детский пацифизм главного героя с возрастом не утих. Он пытается мирно переубедить милицию во время стычек на Грушевского, не выступает с ненавистью к национальности, а осуждает режим, бесчеловечность и тоталитаризм.
Фёдор Александрович
художник, актёр
Бросать коктейли Молотова я не умею, поэтому мы должны создать фильм, который прославит Украину. Новую Украину.
Make art, not bombs.