Одесский аэропорт: приватизация, взлётная полоса с 80-х, новый терминал и пуд обещаний

26.01.2016 12:08
4 860

За последние годы аэропорт Одессы собрал вокруг себя множество конфликтов и обещаний. Мы попытались разобраться, к чему это привело, насколько авиаперелёты стали доступнее для украинцев после введения «открытого неба», когда ждать обещанный новый терминал и приход на одесский авиарынок зарубежных лоукостеров.

Ассоциация «Аэропорты Украины» в рамках международного форума «Аэроконгресс–2015» (Киев, 16–17 сентября 2015) наградила Международный аэропорт «Одесса» дипломом первой степени в номинации «Аэропорт года».

_MG_5838_0

Фото: http://www.odessa.aero

Президент ассоциации Пётр Липовенко, вручая награду, подчеркнул, что в этом году Международный аэропорт Одесса — наиболее динамично развивающийся среди всех украинских аэропортов. Он стремительно увеличивает пассажиропоток (по итогам 2015 года составит около 950 тысяч человек, что на 12 % больше, чем в 2014 году), открывает новые направления и внедряет инновационные решения при строительстве нового пассажирского терминала.

Терминал

Сейчас в аэропорту Одесса работает единственный терминал площадью 8 000 м2 1961 года постройки. В нём находятся зоны вылета и прилёта внутренних и международных рейсов.

30 мая 2012 года ООО «Международный Аэропорт "Одесса"» получило разрешение областного ГАСКа на начало подготовительных работ на будущей строительной площадке.

Уже 8 июня официально стартовало строительство нового терминала. В ходе торжественной церемонии открытия строительства презентовали проект нового аэровокзального комплекса и отметили, что он будет в три раза больше предыдущего — 26 000 м2. Из них 5000 м2 займут коммерческие площади.

DSC_9139

Фото: http://www.odessa.aero/

Таким образом увеличат и пропускную способность с 400 до 1000 пассажиров в час, что позволит обслуживать 1,5–2 млн человек в год. После окончания работ старый терминал планируют использовать для административных и хозяйственных нужд.

Генеральным проектировщиком аэрокомплекса выступила испанская компания INECO. Эскизный проект и архитектурную идею разработала одесская студия дизайна «Бельэтаж».

Как сообщил директор по строительству Одесского аэропорта Андрей Шкатюк, в ходе работ вырубят несколько сотен фруктовых деревьев около аэровокзала. Он также отметил, что ущерба от вырубки (700 тысяч гривен) перечислят КП «Горзенентрест».

DSC_9112

Алексей Кочанов, экс-директор ООО «Международный аэропорт "Одесса"» Фото: http://www.odessa.aero/

Алексей Кочанов

Экс-директор ООО «Международный аэропорт "Одесса"»

Проект финансируется из уставного фонда ООО «Международный аэропорт "Одесса"», в который инвестор уже внёс 360 млн грн (45 млн долл.). Мы имеем качественный проект, разработанный с помощью лучших отечественных и зарубежных специализированных проектных институтов. Несомненно, появление такой мощного элемента городской инфраструктуры, как новый терминал, позитивно скажется на имидже Одессы как туристического центра и важного транзитного узла.

29 августа 2012 года во время визита в Одессу экс-вице-премьер-министр Александр Вилкул происпектировал ход работ в аэропорту. Он сообщил, что рамках подготовки объектов инфраструктуры к чемпионату Европы 2015 года по баскетболу, в аэропорту реконструют аэродромный комплекс.

_MG_8603

Фото: http://www.odessa.aero

Кроме того, он заявил о строительстве новой взлётно-посадочной полосы длиной 2800 м с комплексом рулёжных дорожек и оборудованием для захода на посадку по категории III–а. Несущая способность новой полосы будет в 2 раза больше существующей. Она позволит принимать более тяжелые типы воздушных судов, включая Boeing-767.

Общая заявленная стоимость строительства аэродрома — 1 млрд 679,9 млн грн.

В октябре 2013 года в будущем терминале завершили работы по строительству монолитного железобетонного каркаса здания.

09

Общий вид на здание терминала. Фото: http://www.odessa.aero/

В конце января 2013 экс-директор предприятия Виталий Портянко презентовал одесским журналистам нормативную документацию и соответствующий ей ход работ по строительству нового терминала.

_MG_8468_0

Фото: http://www.odessa.aero

Он рассказал, что самым большим будет зал регистрации — 12 метров в высоту. В зале будет достаточно места для одновременного обслуживания пассажиров 14 рейсов. Терминал оборудуют специальными средствами для людей с ограниченными возможностями, в нём будут комната матери и ребёнка, бизнес-залы, помещения для курения, а также точки общественного питания и магазины.

_MG_8491

Фото: http://www.odessa.aero

В марте 2014 года после улучшения погодных условий возобновились высотные работы на стройплощадке нового терминального комплекса.

_MG_9236

Фото: http://www.odessa.aero

_MG_9055

Фото: http://www.odessa.aero/

_MG_9096

Фото: http://www.odessa.aero/

В августе 2014 года рабочие начали строительство трансформаторной подстанции и монтаж оборудования котельной. Также они завершили бетонную заливку лестничных клеток четвёртого приемника для примыкания телетрапов и фундамент.

Два котла готовы к монтажу в котельной

Два котла готовы к монтажу в котельной, Фото: http://www.odessa.aero/

строящееся здание трансформаторной и котлован под внешний подвал

Строящееся здание трансформаторной и котлован, Фото: http://www.odessa.aero/

Кроме того, установили ещё 100 тонн металлических конструкций. Крыша терминала визуально приблизилась к задумке архитекторов — волнообразная форма со световыми фонарями.

_MG_0893_0

Фото: http://www.odessa.aero

К марту 2015 рабочие полностью завершили каркас фасада терминала, строительство трансформаторной подстанции и монтаж внутриплощадочной ливневой канализации. Забетонировали стойки галерей телетрапов, лестниц и лифтовых шахт.

Виталий Портянко

директор ООО «Международный аэропорт "Одесса"»

При построении всех инженерных систем нового терминала будут внедрены энергосберегающие технологии, которые в дальнейшем позволят существенно сократить расходы, а также гарантируют бесперебойную работу аэропорта в форс-мажорных ситуациях.

Спустя месяц руководство аэровокзала представило будущий интерьер терминального комплекса.

В основу дизайна нового терминала положен принцип outside architecture — гармоничной организации внешнего и внутреннего пространства здания с окружающим ландшафтом, их единство и взаимопроницаемость.

Odessa International Airport_new terminal_2

Фото: http://www.odessa.aero/

Архитектура терминала даёт отсылку к морской тематике. Среди декоративных элементаов интерьера — подвесные волнообразные светильники. Кроме того, для отделки терминала используют материалы в лазурно-голубой цветовой гамме от производителей США, Бельгии и Италии.

Odessa International Airport_new terminal_1

Фото: http://www.odessa.aero/

aeroport 130416 C1 (2)

Фото: http://www.odessa.aero/

В мае 2015 года администрация аэропорта установила контролируемый проезд автотранспорта к терминалу с максимальным лимитом пребывания на привокзальном кольце в 15 минут. Это ещё один шаг к выполнению требований ICAO (International Civil Aviation Organization — Международная организация гражданской авиации), а также оптимизации движения автотранспорта перед терминалом.

Для контроля движения на въезде и выезде с кольца установлен шлагбаум и соответствующие дорожные знаки. При въезде водитель получает талон с указанием времени. При выезде необходимо предъявить талон служащему.

_MG_0402

Отметим, что ограничение времени нахождения транспорта вблизи терминалов аэропорта является мировой практикой. Бесплатное время парковки в Международном аэропорту имени Ференца Листа (Будапешт) — 10 мин, в Венском международном аэропорту — 5 мин, в Международном аэропорту имени Ататюрка (Стамбул) бесплатная парковка вовсе не предоставляется.

К середине лета прошлого года в новом терминале полностью завершили монтаж кровли. В здании установили окна и начали подготовительные работы по монтажу стеклянных витражей лицевой части фасада.

MAO_new_terminal_roof_0

Фото: http://www.odessa.aero/

MAO_new_terminal_roof_1

Фото: http://www.odessa.aero

В сентябре состоялась рабочая встреча руководства ООО «Международный аэропорт "Одесса"» с представителями швейцарской компании SITA, в ходе которой специалисты презентовали флагманские разработки для внедрения в новом пассажирском терминале. По статистике 95 % международных авиаперевозок осуществляется на базе технических решений SITA.

Речь шла о системах регистрации и саморегистрации пассажиров и багажа, автоматического розыска утерянного багажа, продажи билетов и системах администрирования рабочих процессов.

По состоянию на октябрь 2015 выполнены работы по асфальтированию проездов перед главным входом в новый терминал. В частности, организовано шесть полос, которые планируют разделить на три ряда. Предусмотрена отдельная полоса для общественного транспорта, ещё одна — для личного транспорта встречающих и провожающих и для автомобилей служб такси. Кроме того, предусмотрена платформа для междугородних автобусов и парковка на 1145 парковочных мест.

Виталий Портянко

директор ООО «Международный аэропорт "Одесса"»

Благодаря усилиям руководства города и области, совместной слаженной работе с инвестором проекта, удалось значительно ускорить сроки реализации проекта. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, самый масштабный инвестиционный проект в Одессе продолжает строится ударными темпами и уже летом 2016 года одесситы и гости города получат новый терминал международного аэропорта.

Строительство нового терминала ещё не завершено, однако уже можно наблюдать разбежность в цифрах и суммах. Изначально анонсировалось, что площадь терминала составит 26 000 м2, однако в последних новостях пресс-службы аэропорта фигурирует бóльшая площадь — 29 000 м2.

Вопрос с ремонтом взлётной полосы также остаётся открытым. В сентябре Министерство инфраструктуры подтвердило его финансирование, однако, по словам экс-министра Андрея Пивоварского, стоимость проекта может существенно отличаться от озвученной в 2013 году суммы (1,6 млрд грн). Она будет находиться в пределах от $ 80 млн до $ 200 млн.

Открытое небо

В качестве продолжения эксперимента, который со 2 апреля 2015 года применён во львовском аэропорту, 29 июня Международный аэропорт «Одесса» начал работу с иностранными бюджетными авиаперевозчиками по системе «открытого неба». По словам президента, он позволит создать среди авиакомпаний конкуренцию без вмешательства бюрократии.

Obkladka

Фото: http://blog.vovando.com

Данный принцип предполагает снятие украинскими властями ограничений по выполнению полётов, количеству авиаперевозчиков и рейсов. Он позволит допустить больше авиакомпаний на украинский рынок и направить прямой туристический поток в Одессу. Пока он работает только в одностороннем порядке.

По словам экспертов, «открытое небо» — важный шаг к развитию авиаперевозок в Украине. Однако есть и ряд другие факторов, которые влияют на стоимость полётов для украинцев и предлагаемые зарубежными компаниями направления. В одесском аэропорту — это, в первую очередь, взлёто-посадочная полоса. По мнению председателя комиссии по вопросам аэропорта Александра Шеремета, зарубежные компании игнорируют наш аэропорт отчасти из-за того, что она не соответствует европейским требованиям. После нескольких приземлений в нашем аэропорту состояние дорогостоящих самолетов заметно ухудшается. К тому же в украинских аэропортах необоснованно высокие цены на аэродромное обслуживание. Как рассказал эксперт рынка авиаперевозок Сегрей Кадученко, несколько лет назад в одном из аэропортов страны уборка небольшого самолета, которая предполагает лишь проход по салону уборщицы с пылесосом, стоила 200 долларов.

Кроме того, стоимость керосина в Украине почти в два раза выше, чем в Европе. Он отметил, что цены на одесские рейсы также завышены из-за того, что монополист в аэропорту продает топливо на 30 % дороже, чем, например, в киевском «Борисполе». Хотя в виду близости к городу его стоимость должна быть гораздо дешевле киевского. На эту проблему обратил внимание и глава одесской ОГА Михеил Саакашвили и пообещал, что этим вопросом займётся СБУ.

Пресс-служба аэропорта опубликовала на сайте уточняющую информацию касательно топливного агента Международного аэропорта Одесса, согласно которой была реализована заправка самолётов авиатопливом марки Jet A-1 — европейского производителя, который соответствует международным стандартам для авиационной техники. После проведения комплекса работ им удалось снизить стоимость топлива на те самые 30 %.

Ещё один ценообразующий фактор — официальные сборы. Они присутствуют во всех аэропортах страны, уровни устанавливаются Министерством инфраструктуры. По словам экспертов, из-за аэропортовых сборов билет в обе стороны дорожает в среднем на 30 долларов.

Монопольный конфликт

26 июня в ходе заседания Госавиаслужбы Украины по вопросу выдачи разрешений на полёты между губернатором одесской области Михеилом Саакашвили и главой Госавиаслужбы Денисом Антонюком разгорелся конфликт. На заседании специальная комиссия рассматривала заявки авиакомпаний «Atlasjet» (Турция) и украинских «МАУ» и «Днеправиа». Конфликт Саакашвили и Антонюка возник вокруг маршрута Одесса–Стамбул, который закрепили за МАУ. По словам губернатора ОГА, из-за монополии авиаперевозчика цены на рейс неоправданно завышены, а вместо создания здоровой конкуренции в ведомстве работает право монополизации и коррупции.

На инцидент отреагировал и президент Украины, он пообещал разобраться в ситуации и отстранил Дениса Антонюка от должностных обязанностей.

Конфликт обострился тем, что отстранённый глава Государственной авиационной службы написал жалобу касательно действий Саакашвили генеральному прокурору Украины Виктору Шокину. Антонюк заявил, что глава ОГА присутствовал на заседании вопреки законодательству. Также он отметил, что Саакашвили не боролся с монополией, а отстаивал перед членами комиссии интересы турецкой авиакомпании «Atlasjet», которой отказали в обслуживании маршрута Одесса–Стамбул. По словам Дениса Антонюка, во время президентства Михеила Саакашвили в Грузии данный перевозчик фактически полностью оккупировал авиационную отрасль страны. Кроме того, экс-глава Госавиаслужбы утверждал, что Саакашвили нанёс ему серьёзный моральный ущерб и в своём письме требовал компенсации в размере 1 млн. гривен.

2 сентября Антонюк вернулся к исполнению обязанностей в связи с окончанием расследования. Однако народные депутаты обратились к Арсению Яценюку с призывом немедленно уволить его.

11215140_951801974882659_571323484250186567_n 11988267_951801994882657_4327227362809485653_nПод соответствующим документом подписались более 30 депутатов и уже 4 сентября Верховная Рада уволила его с занимаемой должности, назначив на место главы Госавиаслужбы Эдуарда Демина.

11 сентября прокуратура инкриминировала бывшему чиновнику препятствование деятельности отдельных авиаперевозчиков и предприятий по предоставлению услуг в сфере авиации. Антонюку избрали меру пресечения в виде содержания под домашним арестом.

Спустя месяц, 6 октября, Денис Антонюк подал в киевский Окружной административный суд иск на Кабмин и Госавиаслужбу с требованием признать противоправным распоряжения об увольнении. Его требования удовлетворили частично, ограничив домашний арест на время с 21:00 до 7 утра.

На последнем заседании суда, которое состоялось 16 декабря, Антонюка вновь не восстановили в должности, продлив его ночной домашний арест ещё на месяц.

Приватизация

С 2000 года аэропорт находится в коммунальной собственности. Процесс приватизации аэропорта начался ещё в 2011 году. 8 июля 2011 было создано ООО «Международный аэропорт "Одесса"». Договор о его корпоративных принципах управления был подписан от имени городского головы (тогда — Алексея Костусева) его замом Николаем Ильченко. Мэр отказался обсуждать проект и сразу вынес его на голосование. В результате за принятие решения проголосовало 69 депутатов горсовета, против — 33, 7 депутатов воздержалось. В результате 75 % собственности отошло фирме «Одесса Аэропорт Девелопмент», зарегистрированной в Лондоне в декабре 2009 года. Одним из учредителей является Борис Кауфман  — украинский миллионер, бизнесмен, издатель журнала «Фокус» и экс-депутат одесского горсовета. У города помимо 25 % доли осталась построенная в 1960-х взлётно‑посадочная полоса.

В Министерстве инфраструктуры Украины против этого также не возражали. Даже, можно сказать, судьба аэропорта им была безразлична.

Борис Колесников

экс- министр инфраструктуры Украины

Если у местных советов будет желание, чтобы Министерство инфраструктуры развивало Одесский аэропорт — такое вполне возможно, ведь крупнейшие аэропорты принадлежат государству. В то же время, если здесь есть частные инвесторы, у которых есть желание развивать терминал аэропорта — в Министерстве этому будут только рады.

Для обеспечения деятельности общества создали уставной капитал в размере 473 402  196 гривен за счёт взносов его основателей — горсовета и ООО «Одесса Аэропорт Девелопмент».

Вслед за этим 3 ноября 2012 года назначили нового директора КП «Международный аэропорт Одесса» в связи с окончанием срока трудового договора предыдущего. Им стал Михаил Крайтман, до января 2011 года возглавлявший «Первый ликёро‑водочный завод», который арендовали у города структуры Кауфмана и Грановского.

Пробыл директором аэропорта Крайман недолго — всего несколько месяцев. 29 декабря тогдашний городской голова Алексей Костусев подписал приказ о его увольнении в соответствии с п. 1 ст. 41 КЗоТ Украины за ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей. Под руководством Крайтмана предприятие не перечислило в бюджет города ни одного платежа: налог на доходы физических лиц, плату за землю, налог на прибыль. Также оно не выполнило обязательства перед бюджетом и Пенсионным фондом Украины.

Стоит отметить, что документ об увольнении был опубликован лишь 2 февраля, а сейчас на сайте горсовета по неизвестным нам причинам и вовсе отсутствует какая-либо информация об этом. Зато есть информация о том, что мэр наградил его почётной грамотой «За добросовестный труд, образцовое выполнение служебных обязанностей, высокие достижения в профессиональной деятельности и по случаю 60-летнего юбилея со дня рождения» за 2 недели до подписания документа об увольнении.

С увольнением Михаила Крайтмана приватизация одесского аэропорта не остановилась. Горсовет передумал, решил, что передача аэропорта в частные руки ему не выгодна и инициировал несколько судебных исков. Последний из них был начат Генеральной прокуратурой. Однако Высший хозяйственный суд Украины вернул в Генпрокуратуру жалобу на решение Одесского апелляционного хозяйственного суда, согласно которому решение суда первой инстанции о неправомерности передачи аэропорта в частную собственность было признано незаконным. Таким образом, одесский аэропорт останется в частной собственности.

Вспомним, что Михеил Саакашвили через несколько дней после назначения на пост губернатора ОГА в ходе встречи с патриотическими организациями рассказал, что с ним уже пытались связаться владельцы аэропорта, бизнесмены Александр Грановский и Борис Кауфман. Он амбициозно пообещал либо вернуть аэропорт городу, либо построить новый. Ждём.

Аэропорт сегодня

В октябре Михеил Сааакашвили провёл рабочую встречу с директором Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association) Ги Бразo по вопросу расширения мощностей одесского аэропорта. После встречи глава ОГА сообщил, что следующим летом авиалиний станет больше, а цены наоборот — меньше. Саакашвили объявил об открытии новых рейсов авиалиний «Lufthansa» (Германия), «Чешские Авиалинии», «Белавиа», «Air Moldova». Он пообещал, что «Austrian Airlines» будут летать ежедневно. Кроме того, в ближайшее время ожидается позитивное решение от «WizzAir» и «AtlasGlobal».

«Lufthansa» предлагает одесситам полететь в Мюнхен эконом-классом дешевле украинских, российских и польских перевозчиков.

picturepicture_2634188238349_95427

Фото: http://dumskaya.net/

К преимуществам новой авиакомпании на украинском рынке стоит также отнести всего одну пересадку в Вене и в несколько раз меньшую длительность полёта.

9hkT63eG4ZY

421

«Белавиа» уже осуществляет ежедневные рейсы из Одессы в Минск. Цена билета в среднем на 30 % выше, чем у украинского перевозчика, но она оправдывается вдвое меньшим временем полёта и отсутствием пересадок.

KkbznfOmU70

Ранее сообщалось, что в октябре «Air Moldova» запустила регулярные рейсы «Одесса–Кишинёв–Москва». При расстоянии между Одессой и столицей Молдовы в 180 км перелёт занимал менее получаса и стал самым коротким рейсом в аэропорту. Чтобы полететь в Москву, придётся около часа подождать в кишинёвском аэропорту. Стоимость билета в обе стороны (на октябрь 2015) около 5000 грн. Однако на момент написания материала информация о рейсах «Air Moldova» из Одессы в Кишинёв отсутствует на официальном сайте аэропорта, компании и сервисов букинга билетов.

Несмотря на обещания Саакашвили, «Austrian Airlines» все ещё не летает ежедневно. Согласно расписанию на сайте Международного аэропорта «Одесса» (на 25 декабря) полететь в Вену можно в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Цены и скорость австрийского перевозчика также уступают большинству конкурентов.

у432

26 октября авиакомпания «Georgian Airways» увеличила частоту рейсов из Одессы в Тбилиси. Теперь самолёты между курортными городами летают три раза в неделю: по понедельникам, средам и субботам. Время в пути составляет два часа.

Также в курортный сезон в Одессу намерены пустить чартерные рейсы из Тель-Авива. В декабре горсовет сообщил, что их будет осуществлять израильская компания «ISRAIR Group». С мая по октябрь 2016 года введут два авиарейса в неделю со средним количеством пассажиров 150 человек.

F130903MS43-e1390879189937

Фото: http://www.timesofisrael.com

Ещё одной хорошей новостью можно считать заявление генерального директора WizzAir Джозефа Варада. После осмотра строительства нового терминала он заявил, что компания рассматривает возможность возврата на одесский рынок авиаперевозок.

Джозеф Варад

генеральный директор WizzAir

Мы очень позитивно настроены по отношению к Одессе, и мы позитивно настроены по поводу Украины. Мы инвестировали много энергии и времени в украинский рынок. По различным причинам ранее мы приняли решение о реструктуризации нашего бизнеса в Украине, но мы искренне заинтересованы в возврате этих инвестиций и в том, чтобы развиваться здесь. Сейчас мы обсуждаем операционные условия, коммерческие условия и другие вопросы, которые важны для принятия нами решений о начале полётов из Одесского аэропорта.

Он также отметил, что новый терминал аэропорта изменит перспективы авиационного будущего Одессы. Однако не менее важным является качественное обновление воздушной инфраструктуры — взлётно-посадочной полосы, перрона и рулёжных дорожек.

Рассказать

Читайте также