В Украину заходит американский стартап Uber. Поездки становятся дешевле, комфортнее, проще, быстрее. Пассажиры массово переходят на Uber, водители отказываются от своих автомобилей, дорожные пробки и бесконечная нервотрёпка в дороге уходят в небытие. Примерно так представляют себе появление сервиса в Украине. Попытаемся разобраться, как будет на самом деле.
Перед тем, как мир облетела новость об оценке Uber в миллиарды долларов, в 2009 году UberCab (первоначальное название) рассматривали как очередную несерьёзную идею, о которой забудут в ближайшие месяцы. Многие боялись пользоваться услугами стартапа. Основное опасение вызывало то, что любой может зарегистрироваться в системе в качестве водителя, а пассажирам не хватало подтверждений собственной безопасности.
Ребрендинг и переименование основателям пришлось провести из-за недопонимания с властями Сан-Франциско, откуда и начинал экспансию стартап. Законодательство США ещё настороженно относилось к инновациям. И Коммунальная комиссия Калифорнии просто запретила UberCab за работу в качестве службы такси без требуемых лицензий. За каждый принятый вызов на компанию собирались накладывать штраф в размере $ 5 000, а за каждый день продолжения нелицензированной деятельности предполагался арест на 90 суток.
Так UberCab сократил название до Uber и стал официально позиционировать себя не как службу такси, а, в первую очередь, как приложение, которое помогает водителю и пассажиру легко и быстро найти друг друга. По сути, стартап стал логистической (каршеринговой) компанией и избавил себя от части законодательных проблем.
С 2010 года Uber начинает «собирать» инвестиции. 1,25 млн долларов, 11 млн, 32 млн, 258 млн, 1,2 млрд… В стартап вложились буквально все от инвестиционных фондов «среднего класса» до Google Ventures и Amazon. Он запустился в 300 городах 58 стран и оценивается сейчас в $ 51 млрд.
Но отсутствие лицензии продолжает создавать проблемы в других странах. В Испании, Бельгии, Германии, Голландии, некоторых штатах Индии, Таиланде, нескольких городах Австралии власти препятствуют деятельности компании и вполне справедливо требуют от неё полного соответствия местным законам. Даже мэр острова Мауи (втором по величине в Гавайском архипелаге) запретил запуск Uber. А испанцы обратились в Европейский суд с просьбой выяснить, что же такое Uber: инновационное приложение или всё же старая-добрая транспортная компания, которая должна подчинятся более строгой регулировке.
Таксисты разных стран выступают против стартапа. И их можно понять. Uber предлагает клиентам куда более выгодные условия поездок: можно выбрать класс авто, посмотреть данные о водителе, оплатить банковской картой, да и в поездке на Uber-такси, например, от аэропорта до города пассажира никто не оставит «без штанов».
То, что является безусловными преимуществами для пассажиров, создаёт многочисленные неудобства для таксистов, которые работают нелегально или просто не желают обучаться стандартам качества обслуживания клиентов.
Череда протестов прокатилась по Великобритании, Франции, Польше, Китаю. Таксистам удалось заручится поддержкой аналогичных местных сервисов и даже добиться от государства самого строгого и предвзятого отношения к Uber.
Польские таксисты организовали целое движение Anti-Uber (никаких аналогий не будет, извините) и выпускают ежемесячную бесплатную брошюру Taryfa.info, в которой объясняют свою позицию по отношению к стартапу и рекламируют другие польские службы такси. Интересно, что у брошюры есть и своё небольшое ответвление о различного рода ночных услугах Польши.
В сентябре таксисты Варшавы заблокировали главные улицы города, протестуя против нечестной конкуренции. Таким образом они пытались привлечь внимание властей к проблеме отсутствия лицензии на работу у таксистов Uber. Никакой конкретной реакции польских политиков они так и не дождались.
Китайские перевозчики тоже не заставили долго ждать ответной реакции на распространение американского приложения. До прихода Uber в стране уже существовало похожее приложение Didi Kuaidi. В разработку приложения вложилась крупная китайская компания Tencent, которая владеет самым популярным среди китайцев мессенджером WeChat — им пользуется 600 миллионов человек. Мессенджер позволяет не только общаться между собой, но и является крупнейшей рекламной площадкой для местных и зарубежных брендов, предлагая пользователям купоны на скидки и рассказывая о новинках. Китайское отделение Uber также использовало WeChat для рекламы. Но с марта этого года приложение заблокировало рекламу стартапа, а значит, практически полностью остановило развитие бренда Uber на китайском рынке и отрезало путь к инвестициям.
А сервис Didi Kuaidi оперативно запускается в китайских городах. Он даже без зазрения совести примеряет на себя специальные предложения, скидки, дополнительные услуги, которыми славится Uber. Согласно ноябрьскому отчёту Analysys International китайское приложение захватило 83,2 % рынка. У Uber — только 16,2 %. Однако в Uber считают, что их доля на китайском рынке выросла за 2015 года до 30–35 %.
Во Франции американцы появились в 2011 году. Тогда приложение набирало водителей с лицензиями на работу в такси. Всё было вроде бы законно, но популярность услуги быстро росла, как и недовольство таксистов. Они считали, что Uber отбирает у них работу и надавили на правительство: в итоге французские власти придумали 15-минутную задержку между вызовом такси и отправкой на место Uber-водителя, чтобы местные перевозчики могли перехватить заказ. Ответ стартапа был незамедлительным — запуск сервиса UberPop, в котором работали водители без лицензии. Руководство Uber сказало, что лицензии не нужны, ведь UberPop — это каршеринговый сервис, а не такси.
В июне этого года французские таксисты агрессивно выразили протест в отношении Uber: блокировали парижские дороги, аэропорты, переворачивали машины водителей стартапа, жгли шины (и снова никаких аналогий не будет). Конфликт не разрешён по сей день. Деятельность UberPop просто остановлена. Недавно суд назначил компании штраф в размере 150 000 евро, а правительство пытается решить дилемму: не давать поводов для очередных протестов или дать «зелёный свет» инновациям.
Но вокруг Uber появлялись и другие скандалы, куда более тревожные. Сообщения о противоправных действиях водителей появлялись в СМИ не один раз. Вот подборка происшествий всего за один год: декабрь, 2013 — Сан-Франциско — водитель сбил 6-летнюю девочку: она не выжила; март, 2014 — Чикаго — изнасилование; июнь, 2014 — Сан-Франциско — драка с пассажиром; июнь, 2014 — Калифорния — похищение и изнасилование; сентябрь, 2014 — Сан-Франциско — драка с пассажиром; октябрь, 2014 — Лос-Анджелес — попытка похищения; декабрь, 2014 — Нью-Дели — изнасилование.
Как отмечают многие из пострадавших пассажиров, компания не хочет оказывать помощь пострадавшим и всячески уходит от ответственности перед лицом конфликта. Женщине, которую водитель пытался похитить в Сан-Франциско, в службе поддержки сказали всего одну фразу: «Извините за неудачную поездку». Выходит, не так уж и строга проверка водителей перед приёмом на работу?
Да, действительно, не все люди одинаково честны и порядочны. Да, любому может попасться опасный таксист. И нет, Uber не нанимает специально криминальных или асоциальных водителей. Но бесконечная череда несчастных случаев говорит о том, что руководство компании либо не принимает мер для устранения ошибок в дальнейшем, либо эти меры не эффективны.
Кроме того, американцы не раз отмечали, что они боятся компанию в прямом смысле слова. Женщина, история которой рассказана двумя абзацами выше, предпочла даже не называть своё имя в интервью и на какое-то время перебралась жить в гостиницу. Ведь водитель знает её домашний адрес и, по всей видимости, безнаказанно продолжил работать на Uber.
Журналистка американского издания Daily Beast поделилась своей жуткой историей знакомства с сервисом заказа такси в 2014 году: «В конце поездки таксист Uber спросил, не была ли я возле Линкольн Центра несколько часов назад. Я сказала, что не была, поскольку не помнила, чтобы проходила мимо. Затем он достал планшет. “Действительно?” — спросил он. — “Потому что вы выглядите точно, как эта девушка”. Он развернул планшет ко мне. К своему удивлению, я увидела свой полноэкранный, приближённый портрет. Я была в спортивной одежде, которую надевала час назад».
Девушка связалась с поддержкой Uber и водителя быстро уволили. После этого он написал ей несколько писем на личную почту, пытаясь объяснить, что это всего лишь недоразумение, и даже нашёл её аккаунт на Facebook. Откуда водитель узнал личные данные журналистки, выяснить ей удалось лишь спустя несколько месяцев — один из менеджеров компании признался, что они всё-таки передают водителям полную информацию о пассажире.
Резонансных событий вокруг американского стартапа было так много, что исследователи разработали даже специальную интерактивную карту мира, на которой отмечены скандалы с Uber на всех материках.
В июле этого года компания уже начала искать менеджера в Украине, а 9 декабря анонсировала набор водителей. Мининфраструктуры подтвердило запуск сервиса, а это значит, что законодательные условия страны удовлетворяют обе стороны. Тем более, что Украине не просто можно впускать такие крупные компании, но и необходимо их приглашать (как пригласили и очень ожидаем PayPal).
Однако приглашение стартапа не означает, что проблемы в сфере таксоперевозок исчезнут сами собой. На сайте Министерства Инфраструктуры можно найти страничку с описанием реформы легализации рынка таксомоторных перевозок. Граничный срок проведения реформы — декабрь, 2016. На момент написания статьи прогресс внедрения реформы составил всего 10 % (с июня 2015). Цель реформы — вытащить «из тени» всю отрасль частных пассажироперевозок.
При детальном изучении предлагаемых изменений в Закон Украины «Про автомобильный транспорт» можно найти новые термины и определения:
- «перевізник легковим автомобілем на замовлення – автомобільний
перевізник або автомобільний самозайнятий перевізник, який здійснює
перевезення пасажирів легковим автомобілем на замовлення;»; - «перевізник на таксі – автомобільний перевізник або автомобільний
самозайнятий перевізник, який здійснює перевезення пасажирів на таксі;».
То есть в самом законе уже прописывается возможность существования самозанятых перевозчиков на собственных автомобилях вполне легально. Кроме того, в документе можно найти и список документов, необходимых для перевозки пассажиров такими водителями:
- ліцензія на надання послуг з перевезень пасажирів легковими автомобілями на замовлення,
- посвідчення водія відповідної категорії,
- свідоцтво про реєстрацію автомобільного транспортного засобу,
- поліс обов'язкового страхування цивільно-правової відповідальності власників наземних транспортних засобів,
- документ, що підтверджує страхування пасажирів,
- сервісна книжка,
- медична довідка,
- договір із замовником послуги.
Очевидно, что эти строки появились в новой редакции транспортного законодательства в связи с возможным появлением Uber в Украине. По сути, эти нововведения помогают сделать деятельность зарегистрированных в базе стартапа водителей если не целиком законной (наверняка сервис опробуют разок-другой и просто любители инноваций), то хотя бы приближённой к легальной.
Тем не менее, на форуме сообщества работников служб такси Taxoport уже можно найти первые комментарии против захода в страну Uber. Больше всего участников форума настораживает медленный процесс продвижения реформы. И вопрос даже не в конкуренции. Таксисты видят, насколько медленно происходят качественные изменения, и беспокоятся о том, успеют ли все участники этой конкурентной борьбы за перевозки пассажиров получить равные права на рынке до начала деятельности стартапа. Опасения вызывает и тот факт, что низкие цены на поездки в Uber заставят даже легально работающих таксистов уйти «в тень». Хотя в Министерстве Инфраструктуры говорят, что, скорее всего, первым в Украину зайдёт подразделение UberBlack — категория автомобилей люкс-класса.
Пока сложно предсказать будущее Uber в Украине. Есть ряд принципиальных отличий украинцев от жителей других стран: среднестатистический украинец не привык расплачиваться банковской картой, наши собственные приложения для вызова такси только-только делают первые шаги на рынке после появления 3G, а таксисты — это часто водители изношенных годами «Таврий» и «Ланосов», которые элементарно не могут отказаться от курения во время поездки с пассажиром.
Несомненно, стартап найдёт свою аудиторию. Пассажирам понравится Uber и они будут советовать его друзьям. Возможно, он даже сможет захватить всю аудиторию в возрасте 20–30 лет в больших городах. Да и таксисты смогут со временем перестроиться без массовых акций и протестов, чтобы составить здоровую конкуренцию стартапу.
Вопрос остаётся только один: справится ли Министерство Инфраструктуры с обещанной реформой?