В этом году в Одессе состоялось несколько обсуждений о внесении исторического центра в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы решили прогуляться по городу и посмотреть, в каком состоянии находятся некоторые памятники архитектуры.
На недавнем аппаратном совещании начальник муниципального управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Андрей Шелюгин рассказал, что целевую программу включения исторического центра в список наследия ЮНЕСКО собираются продлить на 2016–2018 годы.
Программа, рассчитанная до конца 2015, выполнена на 99 %: это реставрационные и восстановительные работы, которые провели на 32 объектах в центральном историческом ареале и на Французском бульваре. 13 из них представляют собой объекты монументального искусства.
Также в 2015 году город расторгнул договор с компанией ООО «Одесские реставрационные мастерские», 35 % акций которой принадлежат «Инкор-групп». Компания занималась реставрацией фасадов в исторической части города.
Имя собственника «Инкор-групп» — Руслана Тарпана — у многих одесситов ассоциируется с многострадальным домом Руссова, который уже стал памятником халатности и равнодушия к лицу города. В этом материале мы решили обойти дом стороной. Напомним только, что 12 декабря велись очередные дебаты о его судьбе, которые так ничего и не прояснили.
Сейчас реконструкциями руководит управление капитального строительства Одесского городского совета. Это же ведомство является заказчиком и разработчиком проектно-сметной документации.
Но раз речь зашла о Тарпане, то начнём с особняка А. Я. Поммера, архитектора В. М. Кабиольского. «Инкор-Групп», в собственности которой дом уже без малого 14 лет, в июле наконец взялась за реставрацию и в ноябре завершила. Правда, через окно видно, что внутри помещения разбросан строительный мусор и материалы, поэтому не ясно, что со зданием будет дальше.
Никак не закончатся строительные работы в «Большой Московской» на ул. Дерибасовской, 29 той же «Инкор-групп». Проект реконструкции утвердили ещё в 2006 году. Работы прекратились в 2012 году, но затем снова возобновлялись в 2014. Вероятнее всего, внутри ведутся строительные работы. По неподтверждённым данным в строительство должны были вложить деньги городские власти, но не выполнили обязательств.
Реставрацией вокруг прибыльного дома Райха, известного в народе как Дом Бабеля, также занималась «Инкор-Групп». О завершении строительно-ремонтных мероприятий твердили с сентября 2014 года. Но только в декабре Одесский горсовет разместил официальное сообщение об окончании работ:
Силами коммунальных служб, жителей дома и представителей бизнеса полностью отреставрирован фасад и другие наружные стены здания, балконы приведены к единому стилю, заменена кровля. В ходе проведения ремонтных работ во всём здании проведена замена электропроводки и щитовых, восстановлено наружное освещение; воздушные линии приведены в надлежащий вид, большинство проводов «утоплены» в стены. Также проведена замена внешнего водопровода и канализации. Двор благоустроен и вымощен тротуарной плиткой, одесские художники украсили стены здания характерными картинами.
Памятник архитектуры и правда приведён в надлежащий вид и реставрационные работы коснулись двора и даже подъездов.
Однако буквально напротив дома Райха стоит здание в ужасном состоянии уже больше 10 лет. У сооружения проседает фундамент.
На третьем этаже находятся жилые квартиры. Первый этаж заброшен, а его помещения стали филиалом городской свалки. Такое здание едва ли внесут в список ЮНЕСКО.
На Маразлиевской, 7, несмотря на недавнее сообщение о «завершении ремонтно-реставрационных работ кровли и фасада здания» Доходного дома Гринчака постройки 1893 года, едва можно сказать, что это так.
В лучшем случае работы будут завершены к весне, если не прервутся на зимний период. Архитектором дома был знаменитый Александр Осипович Бернардацци. Длительное время дом Гринчака пребывал в не лучшем состоянии, а его фасады представляли угрозу для пешеходов.
В этом же доме расположен Всемирный клуб одесситов со знаменитыми атлантами, которые держат земной шар в доме Фальц-Фейна или более известном, как дом с Атлантами на ул. Гоголя № 5. Реставрационные работы здесь в самом разгаре.
Вопрос о необходимости проведения работ поднимался с весны, но к реализации приступили только в сентябре. Причинами разрушения Дома с атлантами называют ненадлежащую эксплуатацию сооружения. Повреждена система водоотведения: дождь и таявший снег проникали внутрь балкона и скульптурной композиции, что в итоге вызвало деформацию и разрушение объекта изнутри. На ремонт балкона и скульптурной группы планируют потратить 658 тысяч грн из городского бюджета.
Проект реконструкции направлен только на атлантов, коснётся ли это самого дома Фальц-Фейна — неизвестно. Последний раз косметический ремонт в доме проводился в 2008 году, а реконструкция — в прошлом веке. Напомним, что архитектором дома Фальц-Фейна является Лев Влодек, который также построил гостиницу «Большая Московская».
Недалеко от него изолированный листами железного забора ветшает повод мистических слухов — дом на ул. Гоголя, 11. Мистика мистикой, а вот каких-то внятных объяснений, почему он разваливается на глазах уже десяток лет, нет.
Дом, в котором некогда жил великий классик у своего дяди и владельца сооружения А. А. Трощинского, на наш взгляд, тоже не следует обходить стороной, что касается реставрации.
Улица Гоголя вообще отличается обилием зданий, которые нужно привести в порядок.
Памятник архитектуры на Гоголя, 23/2 архитектора Даллаква заставлен укрепляющими конструкциями так давно, что скоро придётся реставрировать их самих.
Рядом стоит поразительный памятник реконструкции, который нарастил себе несколько лишних этажей — прибыльный дом, архитектором которого был Бернардацци. Ранее там находился магазин «Кокон». Затем бомонд сменили маргиналы, когда помещение закрыли на реконструкцию. Но бомонд вернулся в лице рекламы клуба «Ministerium». Сейчас в здании ведутся ремотно-строительные работы, появился лишний этаж и будет ли соответствовать этот дом своему былому виду — пока неизвестно.
На Преображенской, 3 у здания Морского Гидрофизического института вместе с лепкой отвалилась и часть предупреждения об опасной зоне под балконом.
Жилой дом Руссова на Софиевской, 13 нарастил строительные леса 5 лет назад. В 2013 году тогдашний мэр Алексей Костусев взял реставрацию под личный контроль. Костусев бежал, а строительные леса остались. Тогда специалисты оценивали готовность объекта на 23 процента. Судя по всему, на этой цифре прогресс работ и застопорился.
Аналогичная судьба коснулась и жилой дом архитектора В. И. Шмидта на Преображенской, 3. Правда, в отличие от дома Руссова на нём постоянно понемногу проводились реставрационные работы, которые тоже, скорее всего, завершатся в 2016 году.
А вот так выглядит третий этаж жилого дома архитектора Ю. М. Дмитренко на ул. Преображенская, 38 (ранее в доме располагалось кафе «Жарю-парю», теперь — незаконные игральные автоматы). Бывший арендатор помещения распорядился только покрасить первые два этажа, речь о реставрационных работах, конечно, не шла.
В жилом доме с торговыми помещениями архитектора Даллаквы в Красном переулке, 11 ремонт вёлся изнутри. Скорее всего, владельцами бизнеса в помещении. На фасад тоже обратили внимание несколько лет назад.
В здании на ул. Ришельевской, 11а, где ещё недавно на лесах висела предвыборная агитация Дарта Вейдера, работы над фасадом продолжаются и, вероятнее всего, результат мы также увидим в 2016 году.
На месте памятника архитектуры местного значения — комплекса жилых домов Мангуби на Дерибасовской, 23 — совершают архитектурное преступление. Как сообщают одесские СМИ, здесь возводят новую гостиницу «Отель Милано» с грубыми нарушениями законодательства. Владельцами являются два гражданина Америки — Скотт Сиготт и Дэвид Баттлей. Как отмечают СМИ, Сиготт числится в розыске за преступления, связанные с имуществом.
Дом на Дерибасовской, 23 (угол Красного переулка) — это комплекс из двух жилых домов Мангуби (арх. Гонсиоровский). Решением Одесского областного исполнительного комитета №480 от 15.08.85 дом принят под охрану государства как памятник градостроительства и архитектуры местного значения. Приказом Министерства культуры и туризма Украины от 16.06.2007 №662/0/16-07 строение внесено в Государственный реестр недвижимых памятников Украины, охранный номер 7-Од.
Для жильцов других домов фирма проделала вот такой «зелёный коридор» посреди стройки.
На ул. Пушкинской, 2 в жилом «Европейском доме» реставрационные работы утвердили в 2011 году, но сейчас его вид соответствует сроку невыполненных постановлений. Проводится лишь мелкая реставрация балкона второго этажа.
Жилой дом напротив на ул. Пушкинской, 5 вообще не изменился, кроме вывесок предприятий. Архитектор дома — Ф. В. Гонсиоровский.
А вот эти два дома в Чайковском переулке под номерами 15 и 17, судя по всему, совсем заброшены. Уже десяток лет они в таком состоянии и, видимо, ничего предпринимать по этому поводу никто не собирается.
Недавний скандал с пожаром и бездомными в помещениях Музея морского флота, в котором никак не закончатся реставрационные работы, ставит троеточие на его судьбе. Хотя восстановительные работы фасада почти закончены.
В апреле поступало сообщение, что возобновились работы в доме Фука — своеобразном памятнике потёмкинским деревням, который достаточно долгий срок находится в полуразрушенном состоянии. Но, как видно на фотографии, что касается фасада — ничего изменилось.
Реставрационные работы в Одессе движутся черепашьим темпом, и большинство зданий всё также нуждается в обновлении не только фасадов, но интерьеров, парадных, проведении инженерно-укрепляющих работ внутри. Это уже не говоря о состоянии центральных мостов и скульптур. Не упоминая о послевоенном виде Карантинного спуска, хотя это потенциально прекрасная туристическая достопримечательность в духе Андреевского спуска в Киеве.
Горсовет заявляет, что часть реставрационных работ переносится на следующий год, например, Воронцовского дворца. Управление капитального строительства пообещало сохранить дворец в первозданном виде. Также планируется реставрация украинского музыкально-драматического театра имени Василько. На него уже выдели скромные 2,8 млн гривен из бюджета.
Наша редакция слабо представляет себе, как за три года городу удастся привести в порядок большинство фасадов центрального района, если в среднем на один дом властям и нанятым подрядчикам требуется около пяти–шести лет (на примере дома Райха).