В этом году на улицах города появились новые эко-урны для раздельного сбора мусора. Судя по их наполненности, одесситы готовы сортировать отходы, но не готовы местные власти.
Перерабатывать мусор в Одесском регионе негде, а транспортировать из-за цен на топливо стало убыточно. Поэтому весь мусор, а это около 500 000 тонн в год, свозится на полигон «Дальницкие карьеры». Это единственная официальная свалка в Одесской области, расположенная между сёлами Прилиманское и Дальник. Сюда с 1968 года свозят отходы из Одессы, Ильичёвска (Черноморска) и близлежащих сёл.
Мусор по-украински
Горы мусора на «Дальницких карьерах» по высоте не уступают 5-этажному дому. По способу утилизации отходов наш регион, к сожалению, остаётся где-то в 50-х годах — мусор не перерабатывают и даже не сжигают, а просто закапывают в землю бульдозером. В итоге вредные вещества, которые выделяются в процессе разложения (ртуть, фосфор, карбонаты, токсичные химикаты, радиоактивные изотопы, тяжёлые металлы и прочие химические элементы), попадают в почву и грунтовые воды. Альтернатива «захоронению» мусора — сжигание и повторная переработка.
В Украине работает всего один мусоросжигательный завод — киевская «Энергия». За сутки здесь сжигают 700–750 тонн бытовых отходов — 20–25 % всего «столичного» мусора. Сортировка не предусмотрена — сюда привозят содержимое общих контейнеров. В процессе утилизации выделяется тепловая энергия, которую используют для горячего водоснабжения и отопления 200 столичных многоэтажек. До конца 2018 года завод планируют модернизировать: отремонтировать котлы и увеличить мощность. Предполагается, что «Энергия» сможет обеспечивать зимой отоплением и горячей водой более 300 многоэтажных домов Киева, а летом горячей водой — 700.
Сжигать нельзя (,) перерабатывать
Вместе с тепловой энергией мусоросжигательные заводы выдают и огромное количество вредных веществ, которые попадают в воздух, а затем и воду. По данным Всемирной организации здравоохранения, заболеваемость раком коррелируется с количеством мусоросжигательных заводов: в странах, где раньше их активно строили (Австрия, Германия, Великобритания и др.), в последние годы неуклонно растёт количество раковых больных.
Во всём мире отказываются от мусоросжигательных заводов.
В США их 113, из них 86 используются для выработки электроэнергии. По данным Нью-Йоркского Департамента охраны окружающей среды американские мусоросжигательные заводы выбрасывают до 14 раз больше ртути, чем угольные электростанции в расчёте на единицу энергии. В 2009 году в Нью-Йорке из-за сжигания мусора в воздух попало на 36 % больше ртути, чем при производстве угля.
Переработка — не только экологичный путь борьбы с отходами. Такие предприятия создают в 10–20 раз больше рабочих мест, чем мусоросжигание. В США заводы по переработке обеспечивают более 800 000 рабочих мест, занимая менее 33 % рынка.
Европа, которая в 80-х делала упор на сжигании мусора, постепенно переходит на переработку. Согласно исследованию 2009 года, европейцы сжигают или закапывают ресурсы на сумму более шести миллиардов долларов каждый год. По данным Евростата, с 1997 по 2008 год ЕС увеличил объём перерабатываемого мусора с 27 % до 41 %. Лидируют Германия, где вторую жизнь дают 66,3 % бытовых отходов, и Нидерланды с показателем 66,2 %.
Германия: 50 миллиардов «мусорных» евро и дороги из пластика
В Германии переработка мусора — отдельная промышленная отрасль. В ней заняты 250 тысяч человек, а ежегодный прирост достигает 14 %. За год здесь перерабатывается сырьё на полтриллиона евро. Суммарный оборот компаний, которые занимаются сбором мусора, составляет порядка 50 миллиардов евро в год. Немцы отказались от широкого использования «захоронительных» полигонов ещё в 2006 году: из 300 сейчас функционируют не больше половины, причём в ограниченном режиме.
Ежегодно из вторичного сырья производится 21 миллион тонн новых пластиковых изделий. Тонна нового пластика обходится немцам в среднем от 1200 до 1400 евро, тогда как тонна вторично переработанного — почти в три раза меньше.
В Германии развита переработка электронного мусора. Выброшенные компьютеры и оргтехнику сначала разбирают, сортируют по видам (чёрный, цветной метал, пластмасса, стекло и т. д.). Далее мусор измельчают, промывают, просеивают через сито и продают на ювелирные заводы и заводы по производству пластиковых изделий.
В этом году немецкие учёные представили проект дорог будущего из высокопрочного переработанного пластика. Пластиковые дороги не подвержены коррозии и выветриванию, выдерживают перепады температуры от -40 до +80 градусов Цельсия — всё это делает их в три раза долговечнее асфальта.
Власти Германии проводят информационную и воспитательную работу с жителями. С детства немцев учат заботиться об окружающей среде. Берлинские подростки зарабатывают сбором мусора для вторичной переработки. В каждом доме стоят персональные мусорные баки, а в квартирах — от трёх до восьми контейнеров для раздельного сбора мусора. За соблюдением чистоты строго следят «мусорные полицейские», которые наказывают за выброс мусора в неустановленных местах внушительными штрафами.
Нидерланды: поля для гольфа на свалках и велосипеды из консервных банок
Нидерланды вслед за немцами отказались от захоронения мусора. Из 200 свалок голландцы оставили всего 20. Однако они несравнимы с нашими украинскими полигонами — на действующих нидерландских свалках отходы используют для получения биогаза, они покрыты искусственным газоном и предназначены для игры в гольф
Мусор здесь собирают в разноцветные подземные контейнеры с наружным приёмником. Серые баки предназначены для биологических отходов, ламп накаливания, упаковок тетра-пак, подгузников и мешков для пылесосов. В синие контейнеры отправляют бумагу и картон, а оранжевые голландцы используют для утилизации пластика, металла и упаковки, которая не содержит следов от продуктов. Сбор раздельных отходов осуществляют местные власти, каждая семья платит за это в среднем 350 евро в год.
Голландцы перерабатывают почти всё: от использованной кофейной гущи, на которой выращивают грибы, до отживших свой срок самолётов.
Каждый год в мире разбирают 400 самолётов, в то время как 2000 просто «выбрасывают». Владельцам не выгодно платить 400–500 евро в день за стоянку в аэропорту, поэтому самолёты перегоняют куда-нибудь в африканскую пустыню и оставляют там.
Голландская компания AELS занимается ресайклингом самолётов, перерабатывая от 6 до 12 штук в год. Как правило, это устаревшие списанные или послеаварийные самолёты. По словам директора компании, владельцы «выбрасывают» не только вредные вещества от разложения всех элементов машины, но и деньги — после переработки общая стоимость деталей и материалов самолёта может составлять от 250 тысяч до нескольких миллионов евро.
При производстве металла из природной руды тратится много энергии. Экономные голландцы посчитали, что привозить жестяной мусор и перерабатывать его и дешевле, и энергетически экономнее, чем покупать природное сырьё. Поэтому Нидерланды лидируют в ресайклинге жестяных банок — они перерабатывают 90 % своих и закупают их у других стран. Общие доходы этой сферы составляют 150 млн евро.
Голландцы не забывают и об экологически-эффективном применении пластика. Новоизобретённый аппарат разделяет мусор на фракции — от стекла до текстиля, измельчает его и отправляет контейнерами компаниям, закупающим сырьё. Производственная мощность составляет 20 тонн отходов в час.
В Нидерландах установлены автоматы по приёму стеклянных и пластиковых бутылок, за сдачу которых жители получают чек на покупку продуктов в ближайшем супермаркете.
Голландцы одними из первых занялись переработкой текстиля. Ещё в 17 веке придумали делать из старых и ненужных тканей бумагу.
На предприятия по переработке попадает текстиль из контейнеров для сбора по всей стране, куда жители сбрасывают старую, ненужную одежду. После процесса сортировки, если качество позволяет, одежда передаётся дилерам секонд-хендов из разных стран. Остальное режут в шредере, разбирают по цвету и пускают на переработку.
Помимо тканей после переработки получают ковровые покрытия, обивку и элементы декора. Заметим, что на сортировке работают люди, которым трудно получить работу — бывшие наркоманы или алкоголики: предприятие осознанно нанимает их, проявляя этим свою социальную миссию.
Южная Корея: электронные мусорные баки и эко-парк из свалки
Ярким примером отношения к переработке мусора выступает Южная Корея. За 10 лет объём отправленного на свалки мусора сократился вдвое, а объём вторичной переработки вырос на 41 %. По данным Национального института экологии Южной Кореи, в прошлом году здесь переработали 101,8 млн тонн отходов.
Бóльшую часть страны занимают горы, поэтому её равнинная часть — одна из самых густонаселённых. Если бы правительство не принимало законодательных мер по утилизации, страну бы напрочь завалило мусором.
В городах Южной Кореи предусмотрены контейнеры для сбора стекла, пластика, отслужившей свой срок техники и пищевых отходов. Корейцы сортируют мусор в специальные пакеты, которые разлагаются вместе с содержимым всего за год. За утилизацию пищевых отходов жителям приходится платить. Баки подключены к электронной системе: чтобы контейнер открылся, необходимо приложить к сканеру персональную карту. Система сама взвесит отходы и в конце месяца корейцу придёт счёт на соответствующую сумму. А в высотках «умного города» Сонгдо корейцы даже установили пневматические мусоропроводы, которые сортируют и доставляют мусор прямо на метановый завод, где из него производится топливо.
Такой подход прививает гражданам экологическую осознанность вместо навязанной массовой культуры потребления. В Южной Корее один из самых низких показателей объёма бытовых отходов на душу населения — 1,04 кг, тогда как среднестатистический житель США в день выбрасывает 2,08 кг, англичанин — 1,53 кг, японец — 1,12 кг. Большую часть (59,8 %) мусора в Южной Корее утилизируют, 24,2 % подвергается захоронению и всего 9,6 % сжигают.
В 2007 году в Корее построили эко-электростанцию, сырьём для которой служат отходы животноводства. За сутки она способна превратить 20 тонн экскрементов 2500 свиней в электричество для сотни домохозяйств.
Успешным экологическим приёмом в Южной Корее считается «Остров орхидей». Свалка мусора объёмом более 90 тонн за 15 лет превратилась в настоящий эко-парк. Каждые выходные сюда приезжают более 150 тысяч человек. Кроме эстетической пользы, он приносит и энергетическую. На «Острове орхидей» над лугами бесшумно работают ветряные турбины. Подземную площадь парка также продуктивно используют: по деревянным колодцам, соединённых трубами, из горы мусора откачивают газ, который образуется в процессе гниения, для производства электричества.
Украина: планы и реалии
Вернёмся в Украину, где сегодня перерабатывают 5–7 % отходов. На основе рыночных цен вторичных ресурсов эксперты посчитали, что в Украине можно заработать от переработки: бумаги и картона — 180 млн грн, металла — 225 млн грн, стеклобоя — 40 млн грн, полимеров — 740 млн грн, текстиля — 80 млн грн. Полученная в процессе тепло- и электроэнергия для прилегающих микрорайонов позволит ежегодно экономить около 35 млн грн.
В 2016 году в Одесской области обещают за 16–18 месяцев начать строительство современного мусороперерабатывающего завода. Здесь будут сортировать, перерабатывать и компостировать отходы из Белгород-Днестровского, Овидиопольского, Беляевского районов, а также Ильичёвска (Черноморска). В середине сентября Михеил Саакашвили подписал распоряжение, согласно которому некой компании «Вердис» (вероятно, специально созданной Консорциумом Mentor Group Holdings — прим. ред.) выделят участок площадью 8 Га в Овидиопольском районе под постройку завода на условиях аренды сроком на 49 лет. По словам директора компании Владимира Васки, этому проекту уже 5 лет, и он был бы реализован раньше, если бы не проблемы с участком. Прокуратура области долго не могла определиться: сначала участок для завода выделяли, а через какое-то время отменяли решение.
Строительство завода на 100 % финансируется иностранными инвесторами в рамках программы «ЕсоVerde». Её разработала компания Mentor Group Holdings LTD (Кипр). Программа предполагает реализацию системы управления отходами в странах Восточной Европы без использования средств из государственного бюджета. Финансирование происходит за счёт иностранных банков и частных фондов. Для реализации программы фонд Европейского Развития и Инвестиций для Восточной Европы (EDIFEE) выделил Украине 700 млн евро на 45 проектов.
Технологии переработки отходов и системы управления, используемые «ЕсоVerde», адаптированы для состава и морфологии отходов Украины и проверены на аналогичных объектах в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции.
Учредители обещают установить специальные контейнеры для сбора мусора во всех населённых пунктах в радиусе 150 км от завода. Планируется, что за сутки здесь будут перерабатывать 200 тонн отходов, а полученное сырьё экспортировать кипрским компаниям-инвесторам: Kraus Industries и Mentor Group. По предварительным расчётам проект стоимостью 25 млн евро окупится за 10–11 лет.
Ещё, как минимум, два завода по переработке ТБО должны были появиться в Беляевском районе на территории «Дальницких карьеров». О постройке здесь мусороперерабатывающего завода в начале года подумывали шведы, но к чему пришли — пока неизвестно. На часть территории полигона претендует и ООО «Союз», которая занимается вывозом мусора в Одесской области. По словам руководства, компания намерена построить перерабатывающий комплекс до 2018 года. Правда, подобные обещания «Союз» давал в 2012 и 2013, а их деятельности никто не препятствовал, но воз, мусор и ныне там.