Одесской железной дороге 150 лет. По этому случаю мы решили вспомнить, какие изменения произошли за этот год в ОЖД и что делает руководство, чтобы вырваться, наконец, из ХХ века.
Краткая история
Первый участок пути от Одессы до Балты построили в ноябре 1865. Торжественное открытие ОЖД произошло 3 декабря 1865, а первый поезд отправился в путь уже на следующий день.
В 1867–1869 годах движение на Одесской железной дороге продлили до Елисаветграда (нынешний Кировоград) и Крюкова (на Днепре).
ОЖД до 1878 года существовала как самостоятельный транспортный механизм в составе акционерного общества «Юго-Западных железных дорог», а в 1936 была объединена с Молдавской. С 1979 года Одесская железная дорога окончательно лишилась приставки «-Молдавская» после нескольких попыток объединения.
Первый вокзал в Одессе находился на Алексеевской площади. Пассажирооборот постоянно увеличивался, и городские власти решили построить в 1884 году для поездов местного сообщения отдельную станцию «Малый вокзал» в районе Итальянского бульвара. Прилегающую к бульвару часть перестроили в привокзальную площадь. Станцию на Алексеевской площади назвали «Большим вокзалом»: оттуда отправлялись поезда дальнего следования.
Ж/Д-вокзал сегодня
Ежегодно услугами ОЖД пользуются около 35 млн пассажиров — это 16 % всего пассажиропотока по стране. По одесской магистрали перевозят более 30 млн тонн грузов. С января по октябрь Одесская железная дорога уплатила 900 млн гривен налогов. И совсем недавно она стала региональным филиалом «Укрзализныци».
4 декабря одесситов и железнодорожников порадуют преображением вокзала. Реконструкцию приурочили к 150-летию Одесской железной дороги. Пятую и шестую платформы обустраивают тротуарной плиткой согласно обновлённым строительными нормам, а на второй платформе её частично заменяют. Края платформ оборудовали специальной плиткой с тактильной поверхностью для пассажиров со слабым зрением.
«Лидер энергоэффективности Одесской области — 2015»
В сентябре ОЖД победила в конкурсе «Лидер энергоэффективности Одесской области». Цель конкурса — определение лучших энергоэффективных продуктов, технологий и систем, применяемых в работе. По итогам работы Одесской железной дороги за 2014 энергоёмкость железнодорожного транспорта на единицу перевозочной работы (как непосредственно в тяге поездов, так и с учётом всей производственной деятельности) составила 6,54 тут / прив.млн.ткм (сложная единица: тонн условного топлива на миллион приведённых тоннокилометров). Это наименьший показатель в Украине на железных дорогах.
Бесплатный Wi-Fi в поездах
«Укрзализныця» предпринимала попытки внедрить Wi-Fi в скоростные поезда «Интерсити+» ещё в 2012 году. В вагонах первого класса он был бесплатным, пассажирам второго класса — платный доступ к сети. Ориентировались, по большей части, на европейских футбольных фанов. Однако дальше тестового режима дело не зашло. Железнодорожники устали получать негативные отзывы о качестве услуги и прекратили её подачу, аргументировав тем, что провайдер не смог обеспечить должного качества покрытия.
С 1 сентября 2015 года по распоряжению министра инфраструктуры Украины Андрея Пивоварского во всех скоростных поездах снова появился Wi-Fi — на этот раз от «Интертелеком». Для 14 составов «Интерсити» и «Интерсити+», которыми ежедневно пользуются около 10 тысяч человек. Доступ к интернету предоставляется бесплатно.
Пивоварский распорядился подключить к беспроводному интернету пассажиров всех ночных и пригородных поездов. Инициативу сразу подхватила ОЖД. Первыми удалось протестировать Wi-Fi пассажирам поезда № 106 Одесса–Киев, известного также как «Черноморец».
Через две недели пассажирам предложили поучаствовать в опросе и оценить качество услуги. По информации пресс-службы ОЖД, 27 % пассажиров оценили скорость связи на отлично, 37 % — хорошо, 25% — удовлетворительно. Что касается устойчивости сигнала, то 30 % пользователей дали оценку отлично, 32 % — хорошо, 24 % — удовлетворительно. Следующий в очереди на «интренетизацию» поезд № 60 Одесса–Харьков.
Обратная связь с пассажирами
В ноябре этого года ОЖД первой из украинских железных дорог подключилась к инновационному сервису обратной связи «Knocker». Сервис, разработанный командой одесских разработчиков, позволяет пассажирам оставить своё впечатление о поездке и персонале, сообщить о проблеме и предложить варианты улучшения качества обслуживания. Выразить мнение можно через смс-сообщения, голосовую и электронную почту, а также форму обратной связи с доступом через QR-код. Все отзывы пассажиров направляются на рассмотрение руководства ОЖД. Главное новшество в установке двухсторонней связи: пассажиры будут получать ответы администрации с отчётом о рассмотрении и ходе решения запроса.
Стоматкабинет на колёсах
Ещё одна инновация, презентованная «ОЖД» этой осенью — стоматологические услуги «не отходя от вокзала».
Железнодорожники ввели в эксплуатацию стоматкабинет на колёсах, курсирующий по Одесской области. Обычный купейный вагон внутри оборудован двумя стоматологическими кабинетами со всеми необходимыми приборами. Для комфортного проживания медиков в нём оборудованы четыре купе и мини-кухня.
Стомат-вагон присоединяют к пассажирским поездам, которые довозят его до отдалённых населённых пунктов и оставляют там до трёх недель. Всё это время вагон работает как обычная стоматология, обслуживая около сотни пациентов в неделю.
Изначально в стомат-вагоне планировали бесплатно лечить железнодорожников, т. к. в хозрасчётную поликлинику в Одессе не всем удобно добираться. Но позже администрация решила оказывать услуги и жителям посёлков, отмечая, что цены в кабинете на колёсах ниже, чем в частных клиниках.
Стоматологический вагон уже побывал на станциях в Котовске и Вапнярке, в которых обслужили более 600 человек. Следующая станиция — Раздельная.
Вагон-салон и вагон-автомобилевоз
ОЖД презентовала вагоны для состоятельных пассажиров, которые обычно предпочитают самолёты поездам. Из нововведений бизнесс-класса — вагон-салон и вагон-автомобилевоз.
Уже работают два таких вагона-салона. Они представляют собой переоборудованные вагоны СВ. Внутри — большой конференц-зал, кухня с холодильником и микроволновой печью, просторные спальни, телевизор, душ и прочие удобства. Интерьер, правда, явно изобилует излишествами. Стоимость такого путешествия равна 11 билетов для взрослых по тарифу мягкого вагона соответствующего поезда.
Вскоре железнодорожники обещают ввести в эксплуатацию и вагоны-автомобилевозы, которые позволят путешествовать на поезде с машиной «под рукой». На других железных дорогах такая услуга уже есть и пользуется большим спросом. Вагон может одновременно перевозить до 8 автомобилей. Планируется, что специальные платформы на ОЖД будут готовы к концу года.
Насущные проблемы ОЖД
Несмотря на нововведения, общий уровень перевозки пассажиров у ОЖД, как и у большинства украинских железных дорог, остался на советском уровне.
В основном по Украине ездят электровозы ВЛ8, которые были произведены в далёких 1960-х годах. Перевозка пассажиров в них не только некомфортна, но и опасна — за этот год было зафиксировано несколько десятков случаев возгораний электровозов. Обновления требует 90 % парка.
Новые поезда «Интерсити» действительно удобные и современные, однако их не насчитается и двух десятков, а стоимость поездки не каждому украинцу по карману.
Бюджетных пассажиров возят плацкартные вагоны старого образца, произведённые Тверским вагоностроительным заводом. Пользователи соц.сетей и форумов жалуются, что предусмотренные в вагонах кондиционеры и системы отопления работают либо со сбоями, либо вообще не функционируют. Температура воздуха в поезде зависит от случая, погоды и настроения проводника.
Пассажиры отмечают совсем не европейский уровень чистоты — в поезде можно встретить целую стаю тараканов, а чтобы воспользоваться санузлом без огромной очереди, нужно проснуться минимум за час до пробуждения всего вагона. Некоторые проводники халатно относятся к своим обязанностям по обеспечению комфорта пассажиров и, похоже, ни разу не проходили переаттестацию с советских времен, не работая даже по стандартам тех годов.
В отношении пригородных одесских поездов ситуация не лучше. В этом году в Министерстве инфраструктуры обещали установить в электричках кондиционеры, однако пассажиры считают это фантастикой. Жители области отмечают, что ряд одесских электричек систематически опаздывает из-за простоев на промежуточных станциях. Пассажирам, которые утром едут в город на работу, оказываются «заложниками» электрички.
ОЖД стремится стать частью Единого европейского железнодорожного пространства. Но пока старенький локомотив 1960-х годов вряд ли довезёт до Европы такой багаж из тараканов, неприемлемых климатических условий в вагонах, уборных и проводников «советского образца».
Перспективы
С 1 декабря Одесская железная дорога входит в состав акционерного общества «Украинская железная дорога». Она потеряет свою автономность и будет полностью подконтрольна центру. По мнению Мининфраструктуры, создание ПАО поможет распределить управление предприятием и сделать его соответствующим европейским образцам. Государственным управлением будет заниматься Агентство железнодорожного транспорта, а отвечать за ценообразование — Нацкомиссия по регулированию в сфере транспорта (НКРТ). Сама УЖД возьмёт на себя бизнес-функции. Внедрение необходимых изменений займёт 3–5 лет.
По словам начальника ОЖД Григория Бойко, создание ПАО со 100 % уставным капиталом в руках государства позволит привлекать инвестиции для обновления основных фондов, износ которых составляет 90 %. Он считает допуск в этот сегмент частных компаний хорошей идеей, т. к. экономическое состояние не позволяет финансировать закупку тягового подвижного состава из собственных средств.
Замминистра инфраструктуры Александр Кава отмечает, что в допуске частников к грузоперевозкам есть и доля риска. Частные локомотивы не будут работать себе в убыток. Они проанализируют рентабельность перевозок и займутся наиболее выгодными, оставив убыточные государству. Это приведёт к ухудшению и так непростого финансового положения железных дорог.
Как именно будет реализована программа обновления подвижного состава ОЖД говорить пока рано. Но уже очевидно, что процесс решения насущных проблем не стоит на месте. Возможно, уже в следующем году нас могут ожидать вполне конкретные результаты по улучшению состояния пассажироперевозок на Одесской железной дороге.