Инфраструктурно-строительные итоги года: новые разрушения и постройки Одессы

27.12.2016 18:44
3 168

Уходящий 2016 год прошел для Одессы под знаком крупных проектов, амбициозных обещаний и… уничтоженных памятников архитектуры. Колокол вспомнил все самые значимые события, которые касаются строительных событий в городе.

Потери года

В начале декабря городской голова Геннадий Труханов во время отчета о проделанной за год работе назвал одним из достижений власти принятие проекта зонирования территории города. По его словам, это позволит унормировать пользование земельными участками и упростит различные процедуры жителям частного сектора. Впрочем, мэр умолчал о том, что принятие этого документа вызвало ряд акций протестов, организаторы которых – представители различных общественных движений – уверены, что зонинг фактически узаконил застройку прибрежной территории и «дал добро» на уничтожение исторического ареала города. Сейчас документ оспаривается в судах, которые перейдут в следующий год.

Пока страсти кипели на улицах и в сессионном зале, застройщики не теряли времени. Не успели депутаты на одной из сессий принять детальный план территории участка на улице Костанди, как фирма «Будова» 19 октября снесла находящийся здесь особняк позапрошлого века – дачу Тиля. Здесь появятся два 25-этажных жилых дома. Несмотря на то, что о готовящейся судьбе дачи было известно заранее, противники не успели спасти здание от разрушения, а само оно официально не значилось в памятниках архитектуры.

дача тиля коррект

 

Следом за этим сносом угроза нависла над еще одним красивейшим строением Одессы – дачей Докса в Аркадии. Она оставалась единственной старинной постройкой в этом курортном районе. О намерениях застройщика – фирмы «Гефест» – разрушить особняк ради очередной высотки стало известно заранее. За дело даже взялся тогдашний глава облгосадминистрации Михеил Саакашвили. Тогда он прибыл на место и подписал документ, обязывавший подразделения ОГА вернуть даче статус памятника архитектуры, которого она лишилась девять лет назад. Впрочем, чуда не произошло – в ночь после его визита застройщик уничтожил сооружение одесского деятеля XIX века.

дача тиля

Помимо ковша экскаватора, над уничтожением одесских памятников поработали время и жадность. Их жертвой летом пал «масонский дом» – здание Русского технического общества на Княжеской. Дом, построенный архитекторами Александром Бернардацци и Эдуардом Меснером в 1887-1892 годах, уже давно находился в аварийном состоянии. В августе прошлого года Одесский облсовет продал его с аукциона компании «Арт Билдинг Групп» (входит в группу «Инкор» Руслана Тарпана) за 1,6 млн грн. Однако позже управление охраны памятников Одесской облгосадминистрации отказалось подписывать охранный договор, без которого невозможно заключить договор купли-продажи. Фирма сейчас судится с ОГА, а тем временем здание, представлявшее собой образчик искусства, обрушилось. Застройщик в случае выигрыша дела в суде обещает все-таки восстановить здание в аутентичном виде, впрочем, судьба «масонского дома» вряд ли будет решена оперативно.

масонский дом

А вот многострадальный дом Руссова и в новый год перейдет все в том же плачевном состоянии. На его консервацию из городского бюджета выделили 1,5 млн грн, однако работы пока так и не завершены: сначала много времени ушло на проект, а потом чиновники заявили, что им мешают приступить к работам неизвестные активисты. Работы по усилению отдельных конструкций и демонтажу тех элементов, которые могут обрушиться, обещают закончить до конца года, однако пока особых подвижек нет.

дом руссова

А вот еще одно одесское здание и к потерям не отнесешь, но и к приобретениям не зачислишь. Речь идет о морвокзале, фасад которого с лета представляет собой весьма жалкое зрелище. Одна из туристических достопримечательностей «пала жертвой» реформ в таможенной сфере. Именно здесь теперь уже экс-председатель обгосадминистрации Михеил Саакашили решил обустроить открытое таможенное пространство. В закладывании первых кирпичей даже принял участие президент Петр Порошенко. Администрация морских портов провела многомиллионный тендер, рабочие разобрали элементы фасада и уничтожили черное непрозрачное стекло, которое для морвокзала в свое время привезли из Италии. Для чего понадобилось такое преображение полюбившегося одесситам и гостям города фасада и как это могло повлиять на открытую работу таможенников, так никто и не объяснил. В итоге работы застопорились, в АМПУ сказали, что денег не хватило, а потому пришлось проводить новый тендер, а экс-глава Одесской таможни Юлия Марушевская предполагает, что деньги вообще украли. Во всяком случае, фасад уже полгода представляет собой жалкое зрелище, а открытое таможенное пространство так и не заработало.

морвокзал

Новые проекты и старые шпалы

Два проекта, начатых в этом году, частично завершились как раз к новому году. Это – ремонт моста Коцебу и реконструкция Тираспольской площади. Оба проекта давно назревали, особенно решение проблемы моста, который из-за аварийности закрыли еще в 2015 году. Отметим, что за дело взялись две фирмы одесских депутатов – Юрия Шумахера, которая чинила мост, и Марины Лозовенко, которая занимается площадью. Каждый из них обошелся городской казне в более чем 40 млн грн.

коцебу3

 

По итогу к завершению декабря оба из них готовы частично. Так, неделю назад автомобильное движение открыли по мосту Коцебу. С одной стороны, новость порадовала водителей, а с другой - вызвала возмущение горожан, которые вместо литых перил, которые, собственно, и представляют главную историческую ценность, так как были отлиты в позапрошлом веке во Франции, увидели знакомые желто-красные заборчики КП «СМЭП». В мэрии поспешили заявить, что с перилами все будет в порядке и их реставрируют и частично отливают заново в Киеве. Кроме того, не закончены работы и по ремонту лестниц, ведущих на улицу Бунина и Деволановский спуск. Все это обещают доделать уже в 2017 году.

На Тираспольской площади работы также завершены частично, хотя к новому году здесь также обещают открыть движение. Правда, по Преображенской его откроют еще нескоро. К размаху ремонтных работ у одесситов тоже нашлись вопросы. Недоумение вызвали деревянные шпалы, которые уложили на обновленной площади, и туалет, появившийся аккурат посреди площади. По поводу первого пункта чиновники пояснили, что такие шпалы идеально подходят для разворотного кольца, по второму же объяснений не было. Как бы там ни было, трамваи на площади обещают запустить до конца декабря.

тираспольская площадь

Менее масштабный, но заслуживающий внимания проект был реализован на Старосенной площади. Здесь за лето уложили новую плитку, все старенькие ларьки заменили торговыми павильонами в одинаковом стиле и переуложили трамвайные рельсы. Также на площади появились скульптуры дельфинов, фонтан и газоны, а также большие буквы «Я люблю Одессу». Стоит отметить, что стоимость работ так и не стала достоянием общественности. В мэрии лаконично пояснили, что площадью занимались «меценаты», правда, позже сессия горсовета выделила эту территорию в аренду фирме-«меценату», которая, собственно, и стала фактическим владельцем новообразованного рынка. Уже после реконструкции одесситы заметили, что водители трамваев по-прежнему переводят стрелки железными ломами, что вызвало вопросы, почему бы, коль взялись за модернизацию, не сделать там автоматическую систему. Чиновники пояснили, что столь серьезных изменений здесь и не предполагали. Впрочем, мэр Геннадий Труханов уже не раз отмечал, что площадь преобразилась и из неприглядных трущоб превратилась в место, где теперь постоянно фотографируются туристы.

старосенная площадь

С прицелом на 2017-й

Еще ряд крупнейших проектов, которые начали в этом году, обещают завершить в следующем.

Так, впервые за 80 лет реконструкция постигла «восьмое чудо света» - Потемкинскую лестницу. Ее от разъедающего ракушечник грибка спасают за 5 млн грн рабочие фирмы «Экострой». Под лестницей восстановили замурованные когда-то арочные проходы, облицевали плиткой боковые стенки и заново перекладывают все ступени. Несмотря на то, что необходимость работ является очевидной и давно назрела, и тут не обошлось без возмущений. Дело в том, что неприглядный жестяной забор посреди лестницы водрузили аккурат в разгар курортного сезона, скрыв от глаз туристов красивейшее место города. На критические замечания специалисты ответили, что торопятся проводить работы в теплое и сухое время года, так как сырость и холод только навредят изъеденному грибком ракушечнику. Впрочем, работы здесь проводятся и сейчас невзирая на слякоть и зимние холода. Закончить обещают до следующего летнего сезона.

потемкинская реконструкция

Вопрос спасения от затопления целого района города стал после обильных ливней, которые окончательно размыли часть дамбы в Хаджибейском лимане, через которую проходит Объездная трасса. Ее чинят за счет софинансирования: 40 млн выделили из областного бюджета, а 2,25 млн грн из городского. Работы стартовали в начале осени, сейчас они продолжаются, однако продвигаются не очень быстро из-за неблагоприятных погодных условий. Здесь установлен светофор, поэтому пока движение однополосное, что создает постоянные заторы. Эти работы также планируют завершить в первой половине следующего года, хотя поначалу планировали управиться до конца этого.

Пока на дамбе орудуют экскаваторы и водолазы, мэрия решила провести эксперимент на «выживаемость» жителей Суворовского района. Речь идет об амбициозном проекте «Север-юг», в рамках которого хотят соединить трамвайные пути под Пересыпскими мостами, чтобы пассажиры, следующие сейчас в трамваях №№ 1 и 7 от Центролита до Пересыпи, не переходили в Херсонский сквер для пересадки на маршруты, идущие в центр Одессы и дальше – до Таирова и Черноморки, а могли совершать поездку напрямую. Этот проект в мэрии назвали «скоростным трамваем», хотя ничего дополнительного, кроме механического соединения путей, сделать не обещают, да и часть маршрута будет, как и сейчас, проходить по необособленному полотну, в том числе и в районе «Привоза», где вагоны постоянно простаивают в пробках.

пересыпь

пересыпь2

Как бы там ни было, проект довольно крупный, и работы по его реализации было решено начать в конце ноября, для чего в пятницу, 25 числа, на Пересыпи частично перекрыли движение. Этот день одесситы окрестили «черной пятницей», поскольку впервые спальный район почти на сутки оказался отрезанным от остальной части города из-за невиданных пробок, которые усугублялись фактически парализованным движением на Объездной из-за ремонта Хаджибейской дамбы. Дорога в автотранспорте (будь то маршрутка или частное авто) от Паустовского до Пересыпи занимала порядка трех часов. Горожане спасались трамваями, однако они не успевали справляться с мощным пассажиропотоком. Выслушав немало нелицеприятных слов в свой адрес, чиновники передумали проводить работы под мостами и открыли дорогу после выходных. Теперь ее снова обещают перекрыть весной, когда закончат ремонт дамбы, чтобы пускать транспорт по Объездной.

Еще один долгоиграющий проект, который насчитывает уже не один год и, более того, с десяток «окончательных дат» сдачи, снова обещают открыть в следующем году, – это новый терминал международного аэропорта «Одесса». После того, как мэрия пошла на мировую с ООО «Одесса аэропорт девелопмент», работы на терминале возобновились. В октябре одесские депутаты приняли неоднозначное решение выйти из общества с ограниченной ответственностью «Международный аэропорт «Одесса». Одни эксперты считают, что это поможет городу вернуть свою долю, другие же, наоборот, видят в этой ситуации вероятность того, что аэропорт уйдет в частные руки. Надо отметить, что дата тестового запуска терминала переносилась несколько раз, теперь называется весна следующего года. Также в Кабмине обещают найти средства на ремонт взлетно-посадочной полосы.

аэропорт, новый

Практически стройкой года можно смело назвать трассу Одесса-Рени. Правда, не стройкой, как оказалось в середине года, а частичным ремонтом, и – не года, а двух, так как работы несколько затянулись. Напомним, что изначально глава области Михеил Саакашвили заявил, что необходимо отремонтировать существующую трассу, а потом изыскать средства, желательно у Евросоюза, и построить современный автобан. Средства пока не найдены, зато ремонт дороги стартовал. Если упустить подробности в виде губернаторской палатки и постоянных скандалов с Кабмином по поводу выделения средств, надо сказать, что примерно треть дорожного полотна все-таки починили методом ямочного ремонта. Занимались этим в основном фирмы, которые работают в этой сфере на одесских дорогах уже добрый десяток лет и чинят одни и те же дороги с завидным постоянством. С другой стороны, справедливо было бы отметить, что за много лет – это первый более-менее результативный ремонт трассы, которая, по крайней мере, стала проезжаемой. В следующем году ремонт собираются закончить. К слову, стартовал в этом году и еще один важный проект, хотя и менее масштабный, – по ремонту трассы на Килию и Вилково. Власти обещают, что в 2017 году эти дороги также станут проезжаемыми.

Подытоживая уходящий год, следует отметить главную тенденцию. В результате бюджетной децентрализации на местах действительно появились средства – порой рост является 3-5-кратным по сравнению с предыдущим годом. Власти начали хвататься сразу за все, пытаясь одновременно реализовать множество проектов, написанных в предыдущие годы и лежавших все это время в ящиках столов. В итоге за год успели освоить менее половины средств, и ни один из самых крупных проектов так и не закончен, - будь то городской или областной. Впрочем, вполне возможно, что в следующем году успешный финиш все-таки состоится, как и старт новых проектов.

Рассказать

Читайте также