Итальянцы составили фотопутеводитель по памятникам армянского модернизма

17.12.2016 09:44
1 692

Архитектура советского модернизма, «заряженная утопической романтикой и неповоротливым обаянием», стала объектом внимания миланских фотографов Роберто Конте, Стефано Перего и Мария Брыжко. За последние пару лет они объездили всю Армению, сфотографировав как программные постройки советского модернизма, так и менее известные вещи. На основании фоторепортажа миланских фотографов архитектурный критик Тигран Арутюнян составил своеобразный путеводитель по армянскому модернизму — «едва ли не главной художественной ценности брежневской эпохи».

Как пишет Тигран Арутюнян, данному наследию долгое время не придавали значения и будто заново открыли в 2010-е.

Одним из импульсов интереса к архитектуре модернизма стран СССР была выставка «Sowjetmoderne» в Вене в 2012 году. После нее и спасения от разрушения летнего зала кинотеатра  «Москва» Армения начала участвовать во многих конференциях, посвященных постройкам 1970–80-х годов, а в 2014 году выставила проект на архитектурной биеннале в Венеции, центральной темой которой также стало модернистское наследие. Главные люди, повлиявшие на его реабилитацию, — искусствовед Рубен Аревшатян, который выступал сокуратором на биеннале, и историк архитектуры Карен Бальян.

«Индустриальное строительство породило эстетику жилых домов, в которых все элементы размножались и подчинялись друг другу, как в орнаментах. Для жителей их красота была неочевидной — долгое время панельные дома воспринимались как некрасивые и антигуманные. Однако на снимках Конте и Перего узоры армянских панелек проявляют себя совсем по-другому», - пишет Арутюнян.

 

Путеводитель по армянскому модернизму (архитектурный критик Тигран Арутюнян):

Цицернакаберд

Мемориал жертвам геноцида армян в Османской империи был построен после митинга 1965 года, приуроченного к 50-летию трагедии: люди вышли с требованием увековечить память. В том же году по поручению ЦК и генерального секретаря Якова Заробяна был проведен конкурс, в условиях которого обозначили две идеи — скорбь и возрождение. В результате выбрали проект молодых архитекторов Артура Тарханяна и Сашура Калашяна, а в 1967 году открыли памятник. Согласно одной из трактовок -  44-метровая стела символизирует волю к возрождению армянского народа. Вдоль нее тянется глубокий разлом, разделяющий стелу на две части. Стрела символизирует расколотый армянский народ. Тонкая часть – армяне Армении, широкая часть – диаспора.  А 12 плит, символизирующие 12 потерянных провинций, образуют конус, в центре которого на глубине 1,5 метров горит вечный огонь.

u_U3TF79AZw

Спортивно-концертный комплекс (Акопян, Тарханян, Погосян, Хачикян, Мушегян, 1976–1983 годы)

Построить дворец спорта в Ереване было решено еще в 1960-е, однако финансирование удалось найти только в следующем десятилетии, и выбор места рядом с мемориалом вызвал протесты. Идеологом проекта стал первый секретарь ЦК КП Армении Карен Демирчян, именем которого назван комплекс. Здание сложено из парусообразных форм; судя по эскизам Артура Тарханяна, прототипом здания был орел.

W99DKJzUhto

Кинотеатр «Россия»

Еще одна постройка этой команды (Тарханян, Хачикян, Погосян, 1974 год), за которую они были удостоены премии Совмина в 1979 году. А в 80-е «Россия» была самым большим кинотеатром в Армении — вмещала 2500 зрителей. Композиция здания составлена из двух криволинейных зрительных залов.

После распада Союза кинотеатр пришел в запустение. К началу 2010-х была реконструирована и превращена в торговый центр часть здания.

WfsDxPRKKU8

Станция метро «Еритасардакан» (архитектор Степан Кюркчян, 1981 год)

Название переводится с армянского как «Молодежная», потому что находится в самом центре, недалеко от многих университетских корпусов. В центральной части под углом расположен цилиндрический объем, который выполняет роль светового колодца для вестибюля.

5aNI6NViHyo

Дом шахмат им. Тиграна Петросяна (проект Жанны Мещеряковой)

В 1963 году Тигран Петросян победил в турнире на звание чемпиона мира и породил армянский шахматный бум: город жил победой, на площадях и в парках обосновались игроки, власти задумались о строительстве центра, который бы олицетворял важность этого спорта.

Небольшое по объему здание имеет необычную треугольную форму, сходную с формой шахматной ладьи. Глухие каменные плоскости стен облицованы светлым туфом.

fUaY7qhlkr4

Аэропорт Звартноц

Его возвели в 1981 году в форме раскрытого веера, в центре которого возвышается главная доминанта — башня с диспетчерской.

Dw7UDVOSsdI

Фрагменты (архитектор Эдуард Тангян)

Ограда вдоль улицы Прошяна, в рисунке которой можно уловить намеки на ленту Мебиуса, стала настолько узнаваемой, что попадала на обложку книги архитектора Андрея Иванова.

ziBYPIDCcXI

Чайка (Оганес Акопян и художник Ваник Хачатрян)

При въезде в город Абовян был установлен монумент, представляющий собой двукрылую конструкцию из железобетона. Достопримечательность демонстрировали Хрущеву во время его первого визита в Армению в 1961 году.

gxN4slBryMA

Музей братьев Микоян

Музей братьев Микоян — деятеля советского правительства и авиаконструктора, разработавшего вместе с Михаилом Гуревичем самолет МиГ-21, — в селе Санаин тоже имеет конструкцию, похожую на крыло чайки.

VFDEpKCCMrc

Монумент в честь 50-летия вхождения Армении в состав СССР

Он установлен в городе Дилижан. Напоминает вытянутую корону и состоит из пяти — по количеству десятилетий — приоткрытых под острыми углами треугольных плит.

RVhMGN-f82U

Фонтан в Гюмри (Артур Тарханян, 1982 год)

Форма похожа на огромную люстру, состоящую из множества раскрывшихся, как бабочки, металлических листов. Заброшенный фонтан стал символом некогда процветавшего города.

P_A6DSbCmLU

Центральный автовокзал в Раздане (архитектор Генрих Аракелян, 1978 год)

Административный центр Котайкского района — город Раздан — отрезан от всех туристических маршрутов. Итальянские фотографы нашли тут модернистское сокровище — не работающий центральный автовокзал. Комплекс состоит из двух частей — прямоугольного малоэтажного здания из оранжевого туфа, где располагались кассы и зал ожидания; он соединяется аркой с объемом, похожим на раскрывшийся цветок. Внутри него были магазин и бар.

FhFK95UDbPs

Обсерватория в горном поселке Бюракан (архитектор Саркис Гурзадян, 1976 год)

Купол характерными горизонтальными членениями напоминает шлем космонавта.

DYz8OwUcJDs

Столовая пансионата Союза писателей

Ее спроектировал заслуженный архитектор Геворг Кочар в 1969 году — выпускник ВХУТЕИНа, конструктивист, соавтор здания самого пансионата.

Каплевидное здание стоит на одной точке опоры, что усиливает его общий футуристический облик.

В 2016 году это здание получило грант от Фонда Гетти и будет отреставрировано в ближайшие годы.

WFMv2xdGjPA

Автобусные остановки

Послевоенные советские автобусные остановки на Западе впервые оценила немецкий фотограф Урсула Шульц-Дорнбург, которая подробно отсняла их, начав в 1997 году в Армении. Итальянцы сняли три: одну возле города Эчмиадзин и две на трассе Ереван — Гюмри.

X76W7xbY9W8

Смотровая площадка на озере Севан

Конструкция 1970-х годов, прозванная местными жителями «рыбий хвост».

lUd-fsp_aeI

Вышка для прыжков в воду

Еще одна лирическая «заброшка» — вышка в бывшей детско-юношеской спортивной школе в Эчмиадзине.

0Kjr1sx0EgE

Станция канатной дороги в Ереване

В столице Армении канатная дорога в свое время соединяла центральное плато с районом Норк-Мараш. После краха Союза этот вид транспорта пришел в упадок, а здание, состоящее из круглых прозрачных форм, решили демонтировать.

yMltL_Qs3qo

Отметим, советский архитектурный модернизм – термин не так давно введенный в научный оборот.  Малоисследованный стиль, охватывающий период с 1955 по 1991 гг, изучается в том числе благодаря фотографам, которые отыскивают постройки советского модернизма. Специальными опознавательными знаками служат – брутальность, декоративность и отчасти конструктивизм в архитектуре зданий.

Рассказать

Читайте также