Строительный бум: ТОП-5 инфраструктурных проектов Одессы

28.11.2016 15:21
659

2016-й стал для Одессы годом больших инфраструктурных проектов. Едва ли можно вспомнить время, когда в городе так много строилось, ремонтировалось и реставрировалось в некоммерческих целях. Власть охотно говорит о свершениях, всячески подчеркивая свою роль в больших стройках. Заслуги чиновников действительно есть, уже хотя бы потому, что они решились на реализацию наполеоновских по одесским меркам планов, однако ключевую роль играет все-таки финансовый фактор – бюджет города вырос благодаря децентрализационным процессам, грубо говоря, есть за что строить. Между тем, даже в условиях финансового комфорта далеко не все проекты реализуются на должном уровне.

Памятник или новодел

Взять, к примеру, знаменитый мост Коцебу, ремонта которого ждали не один десяток лет. Здесь пересеклись как эстетические, так и инфраструктурные моменты – памятник архитектуры, один из красивейших одесских мостов, он также является важной составляющей в схеме движения транспорта в центральной части города. В итоге за объект взялись капитально – мост практически разобрали, усилили подпорные конструкции и залили бетоном. Что же касается изюминки моста – кованых решеток, произведенных во Франции в XIX веке, то их демонтировали, чтобы то ли отреставрировать, то ли… заменить.

Сами чиновники путаются в показаниях и противоречат друг другу – директор департамента дорожного хозяйства Андрей Шмагай уверяет, что отлиты будут новые элементы, причем на том же заводе, что и 100 лет назад, а начальник управления охраны памятников культурного наследия Андрей Шелюгин категорически твердит, что речь идет о скрупулезной реставрации каждой детали. В то же время известный бизнесмен и общественный деятель Вадим Черный убежден, что технологии ремонта клепаных конструкций утрачены, поэтому мэрия просто уничтожает объект как памятник культурного наследия.

Реставрация и ремонт моста Коцебу обойдутся в 48 миллионов бюджетных гривень. Очевидно, что его укрепят должным образом, что практически исключит вероятность обрушения со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, инфраструктурная часть проекта будет выполнена, а вот статус моста в качестве памятника архитектурного наследия вызывает серьезные вопросы – ЮНЕСКО может признать мост Коцебу новоделом. Случится ли это, узнаем в 2017 году – в апреле чиновники собираются перерезать красную ленточку и презентовать результаты своих усилий.

Опасная дамба

43 миллиона гривень будут потрачены на еще один долгожданный проект – противоаварийные работы на дамбе Хаджибейского лимана. Дело важное и первостепенное – ни для кого не секрет, что это гидротехническое сооружение, построенное в 40-х годах ХХ века, уже давно находится в критическом состоянии. В теле дамбы образовались промоины, грозящие прорывом и затоплением части Суворовского района – техногенной и экологической катастрофой. В настоящий момент строители после соответствующей подготовки поверхности раскатывают маты из водонепроницаемого материала, которые заполняются специальным вибростойким бетоном. Ведется установка водоотбойных бетонных блоков вдоль дороги и края матов под водой для предотвращения их размытия. На объекте работают водолазы и тяжелая техника.

Следует отметить, что столь серьезные работы были начаты довольно поздно – только в октябре. Чиновники уверяют, что до нового года справятся и успеют завершить ремонт 900-метрового аварийного участка. На будущий год у мэрии не менее серьезные планы – отремонтировать еще 600 метров дамбы, а также понизить общий уровень воды в Хаджибее, чтобы уменьшить давление на тело конструкции. Таким образом, в 2017 году планируется закрыть данный вопрос, обезопасить от затопления Суворовский район и сохранить в целостности проходящую здесь объездную дорогу – важнейшую магистраль, которая относится к транспортному коридору, соединяющему автодороги на Киев, Рени и Николаев.

Пока же жертвами противоаварийных работ стали тысячи одесситов, которые ежедневно пользуются объездной дорогой. Закрывать движение здесь не стали, однако установили светофор, который регулирует движение по одной полосе. Итог – мертвые пробки и заторы в любое время суток.

Через всю Одессу

Уже в ближайшее время ситуация с пробками и заторами в Суворовском районе может стать катастрофической. А все потому, что чиновники не развели во времени такие масштабные инфраструктурные проекты как противоаварийные работы на дамбе Хаджибейского лимана и строительство новой трамвайной развязки в районе Пересыпьских мостов. Оно должно стартовать уже в ближайшие дни. Такая непродуманность грозит тем, что поселок Котовского будет практически закрыт как со стороны объездной дороги, так и со стороны Пересыпи.

При этом само по себе строительство новой трамвайной развязки на Пересыпи – правильный и логичный шаг, часть работ по созданию трамвайного маршрута «Север-Юг». Его задача – связать поселок Котовского и Таирова единым трамвайным сообщением. Именно этот вид транспорта, по задумке чиновников, должен стать альтернативой маршруткам. Оно и понятно, ведь большую часть своего пути по Суворовскому району трамвай №7 проходит по выделенной линии, что ставит его в независимое от системных пробок положение. Для того, чтобы увеличить популярность маршрута, в мэрии задумали продлить маршрут до железнодорожного вокзала, где человек сможет тут же пересесть на другой трамвай, идущий в сторону Таирова (опять таки, большая часть здесь тоже проходит выделенной линии). Идея хорошая, однако она упирается в ряд серьезных проблем. Дело в том, что маршрут скоростного трамвая пройдет аккурат по центру города, то есть, выиграв у маршруток на Пересыпи, в Лузановке, на Люстдорфской дороге, трамвай станет заложником автомобильного движения на Преображенской. Впрочем, чиновники не унывают и считают, что овчинка выделки все равно стоит, тем более, что деньги на проект выделяются из самых разных источников – и из городского бюджета, и из Европейского инвестиционного банка. В рамках программы будут переложены 32 километра рельсов, что позволит улучшить скоростные характеристики на данном маршруте. В настоящее время уже ведется реконструкция путей на Тираспольской площади и на участке улицы Преображенской от площади до улицы Бунина. Собственно, второй этап – это строительство трамвайной развязки на Пересыпи. Пока сложно говорить, оправдаются ли такие затраты, однако скоростная трасса «Север-Юг» – действительно масштабный проект, призванный облегчить жизнь одесситов, преимущественно, жителей Суворовского района. Ведь именно они смогут без проблем добирать на трамвае без пересадки на Пересыпи (как сейчас) в центр города, в район Привоза и вокзала.

Новоселье за 185 миллионов

Если об указанных выше проектах уже можно говорить как о реализуемых, то грандиозный переезд мэрских управлений и департаментов под крышу бывшего завода «Краян» – пока только перспектива. Правда, совершенно определенная, ведь муниципалитет поддержал приобретение за 185 миллионов гривень имущественного комплекса завода. Здесь, по задумке руководства города, должны быть собраны все структурные подразделения горсовета, которые разместятся на одной территории. В числе плюсов – улучшение координации ведомств и даже финансовые выгоды за счет уменьшения расходов за коммуналку и сдачу в аренду освободившихся помещений.

Главный же минус – сама по себе сделка, которую критикуют за поспешность и непродуманность. Эксперты уверены, что выстроить новое здание под нужды муниципалитета было бы дешевле, чем покупать за такие солидные средства разваливающиеся строения с сомнительным юридическим статусом. Если прибавить сюда десятки миллионов гривень на ремонт и адаптацию помещений к нуждам чиновников, то проект, скорее всего, окажется золотым. Впрочем, в мэрии указывают, что половину денег даст Европа в лице Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Кроме того, на Думской уповают и на развитие депрессивного района Ближних Мельниц, с чем согласны и некоторые эксперты.

«Конечно, переезд мэрии, давайте будем откровенны, в очень непривлекательный район, это большой плюс для последнего. Построят хорошие дороги, появятся новые офисные центры, подтянутся застройщики. И этот случай, когда переживать о застройке района не придется – она тут необходима и вполне оправдана, ведь географически Ближние Мельницы близки к важнейшим инфраструктурным объектам, таким как вокзал, автостанция, тот же рынок «Привоз», да и центр недалеко. Этот район нужно возрождать и преобразовывать во что-то привлекательное», - считает экономический эксперт Дмитрий Полыванов.

Аэропорт-долгострой

Самым ожидаемым и, при этом, наверное, ключевым инфраструктурным долгостроем является аэропорт «Одесса». Новый терминал, который возводится на частные деньги структур, входящих в орбиту влияния бизнесменов Бориса Кауфмана и Александра Грановского, уже в сентябре должен был заработать в тестовом режиме. Тем не менее, заканчивается ноябрь, а ничего похожего не произошло. Застройщик обещает открытие терминала в конце марта, однако верить этому в данном случае не приходится, так как «Евровидение», подгонявшее процесс, состоится не в Одессе, а те или иные сроки в отношении аэропорта неоднократно срывались и раньше.

Чиновники мэрии недавно попытались изобразить мину при плохой игре и официально вышли из ООО «Международный аэропорт Одесса», отозвав свою долю. В СМИ это громко окрестили возвращением аэропорта в коммунальную собственность, однако в реальности все обстоит иначе. Вкладом города в ООО был ряд технических зданий, забрать назад которые муниципалитет физически не может. Это значит, что инвестор возместит их стоимость по остаточной цене, после чего станет единоличным хозяином аэропорта.

При этом вопрос реконструкции взлетно-посадочной полосы по-прежнему является головной болью мэрии. Напомним, что по закону она может быть осуществлена только за государственные деньги, а их, как и прежде, нужно «выбивать». По словам городского головы Геннадия Труханова, Кабмин уже готов выделить 1,7 млрд гривень, однако подобные заявления делались и раньше. Поэтому сроки комплексной реконструкции воздушных ворот Одессы (терминал + ВПП) остаются крайне размытыми. Скорее всего, речь идет о ближайших полутора-двух годах.

 

Ростислав Баклаженко

ФОТО: odessamedia.net, dumskaya.net

Читайте также:

Мэрия планирует создать Open office в депрессивном районе при помощи Мирового банка

В Хаджибейском лимане собираются понизить уровень воды, чтобы обезопасить дамбу

Рассказать

Читайте также