«Человеку лестно, когда он вызывает у других людей эмоции своей персоной, пусть и в чужой личине»

31.10.2016 15:26
1 424

Helloween — праздник перевоплощения. День, когда люди со спокойной совестью достают скелеты из шкафов, чтобы детальнее рассмотреть их устрашающие черты и добавить их в свой грим. На сегодняшний день вариаций хэллоуинских образов – бесконечное количество, люди в процессе преображения обращаются как к мифологическим героям – Сахарной невесте, Санта Муэрте, злому клоуну, Лилит (первая жена Адама), так и к вымышленным персонажам кино — Джокеру, Маске, Харли.

Отдельную нишу в этом празднике перевоплощений занимает пластический грим. Шрамирование, свежие открытые раны, затянувшиеся рубцы, укусы и ожоги – пластическая трактовка придает образу устрашающую правдоподобность.

Своими мастерами пластического грима может похвастаться и Одесса. Ирина Иванова 13 лет преподает грим в Одесском театрально-художественном училище, победитель II открытого всеукраинского чемпионата по боди-арту, гример шоу «Большая Разница. Украина» и шоу «Звездные войны» (казахский аналог шоу «Точь в точь»). Ее «перу» принадлежат гримы СиСи Кетч, Григория Лепса, Шер, Тины Тернер, Андрея Макаревича. Но особое место в профессиональной жизни гримера занимают устрашающие образы.

Корреспондент Колокола пообщался с Ириной о тонкостях нанесения пластического грима, о модных образах для Хэллоуина, технологии создания «красивой оболочки», а также о силе перевоплощения.

Образы, которые создают на праздник Хэллоуин, априори должны ужасать. Но могут ли некоторые элементы устрашающего грима в отдельных случаях, наоборот, придавать красоту?

Честно говоря, для меня они все красивые. Когда я  вижу или же сама создаю что-то страшное, допустим, кишки, кровь, то восхищаюсь: как же хорошо получилось! На самом деле это может выглядеть гадко, пугать обычного человека, но ведь я, как специалист, воспринимаю образ с другой точки зрения. Как правило,  элементы, которые украшают, а  не пугают, близки по технике исполнения к макияжу, а не пластическому гриму. Допустим, образ Санта Муэрте: при его создании используется как косметика, так и стразы. При этом, чем больше последних, тем наряднее смотрится образ. То есть, можно добиться того, что грим станет отдельным арт-объектом.

Какие образы для Хэллоуина на данный момент наиболее популярны среди ваших клиентов? 

В этом году очень популярны суперзлодеи Джокер и Харли Куинн - заказы на них поступают несколько раз в день.  Думаю, их скоро можно будет создавать с закрытыми глазами. Набирают популярность облегченные варианты Черепа – делается нежная прокладка легкого цвета, поверх нее рисуется череп. Технология создания ближе к make-up. В прошлом году мода была на физиономию Черепа (обычный черно-белый), в позапрошлом - на череп в стиле мексиканского карнавала.

Мода на образы меняется в зависимости от того, как часто в свободном доступе появляется информация про те или иные наработки. При этом людям интересны как результаты работы мастеров грима, так и аматоров, а также, какие тенденции существующие на Западе.

жуткое фото

 

Образ Соловья-разбойника выполнялся совмeстно с коллeгой из Санкт-Пeтeрбурга Дeнисом Райковым на мастeр-классe для фeстиваля World beauty festival (Москва)

Насколько отличаются европейские способы создания пластического грима от отечественных?

Значительно, дело в том, что в Европе больше возможностей купить материал для пластического грима. Нам же, к сожалению, приходится приобретать через десятые руки. Поэтому в основном стараются создать имитацию европейского варианта, либо же работают не столько с пластическим гримом, сколько с макияжем.

Как обычно происходит коммуникация с клиентом, он обращается с просьбой создать некий образ на Хэллоуин или же его подбираете вы, судя по индивидуальным чертам лица человека?

Я изначально прошу клиентов рассказать, что они именно хотят. Но чаще всего  первые их слова: а сколько у вас стоит грим? У меня возникает ощущение, что я стою за лотком, где у меня лежат 5 видов колбасы, и на каждой из них висит ценник. Это творческая работа, сказать сразу, какая стоимость, трудно, если ты не знаешь, чего хочет человек.  Это совместный труд - клиент озвучивает свое видение, а я советую, что лучше изменить, чтобы создать удобный образ.

Создание образа зомби

Между прочим, какая средняя стоимость услуги пластического гримера?

В среднем один образ  стоит около 500 гривень. Есть, конечно, и намного дешевле, потому что не всегда заказывают полный образ, это может быть небольшой элемент: порез или синяк. А есть и такие, которые доходят до 200-300 долларов. Но это  обычно долгоиграющие образы, их  заказывают заранее, поскольку материалы готовятся несколько недель.

Возникает ли в процессе работы конфликт интересов: клиент настаивает на создание определенного пластического грима, но не понимает всех «тонкостей» ношения образа,  а вы, в свою очередь, уговаривает бросить затею?   

Важно, чтобы образ был удобный. Я могу предложить все, что угодно, в частности, то, что комфортно с моей точки зрения. Но ведь ему целый день носить на себе этот образ, существовать в новой оболочке. Поэтому пожелание клиента - прежде всего.

Но если я понимаю, что предложенный образ будет ему в тягость, то уговариваю внести коррективы. Однажды у меня заказали грим Маски из одноименного фильма с Джимом Керри. Клиент очень хотел, чтобы ему сделали дополнительные зубы - две надзубные капы, как у боксеров, надевают на верхнюю и нижнюю челюсти. Я предупредила, что если будут задействованы обе челюсти, то это деформирует его речь, будет создаваться ощущение, что у человека полный рот камней. А он продолжал настаивать: «Так выглядел Джим Керри, поэтому  и я так хочу». Аргумент - героя озвучивали, сначала не подействовал. Однако потом договорились, что для начала  наденем назубную капу на верхнюю челюсть, а затем решим, что делать дальше. В конце концов, человек убедился, что это действительно не самая удачная идея.

Образ Маски

Давайте поговорим, про то, как создаются эти  «красивые» оболочки. Расскажите о технологии создания грима.

Если мы говорим о пластическом гриме, о долгоиграющем и технически сложном, то алгоритм следующий. После эскиза мы снимаем  слепок с человеческого лица, либо с частей тела - рука, нога, спина, в зависимости для какой части мы делаем грим. Затем  из скульптурного пластилина либо глины делаем  на слепке нужную  форму лица, ранения, маски, смотря на то, что мы уже выбирали  для образа. Потом это все несколько раз формуется, делаются  позитивные и негативные слепки. Они, в свою очередь, соединяются, а между ними заливается материал, который используется для самой накладки. Это может быть силикон, протезный желатин.

Многие стараются создать устрашающий образ на Хэллоуин в домашних условиях. Какие подручные средства вы бы им порекомендовали применить в гриме?

Рекомендую самостоятельно приготовить протезный желатин. Для этого нужен пищевой желатин, вода, глицерин, это стандартная смесь в определенных пропорциях. Многие добавляют еще оксид цинка, кто-то добавляет спирт, пигмент нужного цвета и т.д. Он будет уверенно конкурировать с дорогим силиконом. Сейчас говорят, что можно заменить клей для пластических деталей на обычный, и купить в любых канцелярских магазинах, но я скептически отношусь к этому совету. Продают специальные  наборы на Хэллоуин, они, конечно, не соответствуют профессиональным требованиям, но для развлечения вполне подходят

Что для гримера служит индикатором: правдоподобный шрам, порез, образ или нет? На что вы ориентируетесь?

Ориентируюсь на медицинские знания, на знания в области пластической анатомии. Тут важна наблюдательность, например, могу сфотографировать собственный синяк, порез, найти фотографии катастроф и разглядывать их.  В общем, все необходимое собираю в  личный банк данных.

Мастер спецгрима владеет несколькими профессиями одновременно. Он  стилист по одежде, гример-визажист и парикмахер в одном лице, которому при этом необходимо интересоваться медициной. А обязан ли гример быть хорошим психологом?

Скажу более того, гример еще скульптур и химик и да, безусловно, психолог. Психологический аспект важен непосредственно во время работы с клиентом. Особенно при работе с девушками, поскольку они менее эмоционально устойчивы, чем мужчины.  Последние все-таки более сдержаны и  в плане выбора образа и в плане его восприятия. Девушки могут себе позволить  менять образ каждые 5 минут, допустим,  перед  нанесением запланированного грима резко передумать, потому что ночью нашла какой-то другой образ. Тогда мастеру важно  не сказать и не показать, что он собственно думает в этот момент. Естественно, рассматриваю новый образ, рассказываю, с какими трудностями может быть сопряжен, нередко приходим к консенсусу и делаем микс из старого и нового образа. Собственно в таких неожиданных моментах и проявляется работа психолога.

Садясь ко мне в кресло, человек уже проявляет ко  мне доверие, и я несу за него ответственность  в определенный момент времени. Поэтому психологический контакт здесь очень важен.

Вы помните свой самый долгий рабочий день? Сколько времени понадобилась на нанесение грима и создание образа?

Самым длинным в моей практике был 26-часовой съемочный день на шоу-проекте  «Звездные войны» (аналог портретного пластического шоу «Точь в точь»), который мы снимали в Казахстане. Это был первый съемочный день в первом сезоне шоу. К сожалению, большая часть времени пропала из-за неготовности технических служб к съемке. Поэтому  нам приходилось частично разгримировывать  наших героев, так как грим не может находиться на коже больше 8-10 часов, и потом заново повторять весь процесс.

А вообще время зависит от уровня сложности образа.  Если он достаточно мощный и предполагает изменение лица, тела, и есть технические нюансы, то это может занять месяц и даже полгода. Менее сложные занимают всего несколько дней.

Работа над каким из хэллоуинских образов запомнилась вам больше всего?

Наверное, вчерашний, он очень забавный (смеется). У меня есть постоянный клиент, который всегда заказывает грим Джокера: старый джокер в роли Хита Леджера. И в этот раз поступил тот же заказ, но явился он в необычном для себя образе  –  с бородой и достаточно короткой стрижкой. А  для Джокера нужны длинные волосы в зеленом цвете, а длинная брода никаким образом не должна фигурировать. Но мы обыграли ситуацию, правда, в тот момент проклинала все на свете:  нанесла поверх бороды белый аквагрим, и образ получился неожиданно интересным. Визуально было настолько правдоподобно, что казалось, сняли еще одну серию с Леджером в образе старого Джокера.

Персонаж получился поникшим. Если в предыдущие разы наш  Джокер намекал на сарказм, язвительность.  То этот был злой и немного уставшим, так что у нас появилась новая психологическая характеристика.

А вообще самый любимый – это образ Соловья-разбойника по арт-работам художника  Романа Папсуeва. Создавала его совместно с моим коллeгой из Санкт-Пeтeрбурга Дeнисом Раковым на мастeр-классe для фeстиваля World beauty festival (Москва).

Насколько глубоко люди, не будучи актерами,  могут вжиться  в создаваемый образ?

Действительно, происходит процесс перевоплощения. Когда люди надевают на себя какой-то непривычный  образ,  костюм, лицо, то  неожиданно для себя и окружающих  начинают и вести себя по-другому. Я на себе испытала это чувство. Мне сделали грим старухи-бомжихи, после чего я попросила оставить меня наедине с самой собой, и 15 минут всматривалась в зеркало. И поняла,  что у  меня абсолютно другая мимика, я научилась мерзко хихикать, выставляя желтые гнилые зубы, придумывала, как нужно повернуться, как встать, как держать руки, как согнуть спину. И точно такое же испытывает человек, оказавшийся в новой оболочке, начинает  вживаться в роль, даже если он изначально не является актером.

БОМЖИХА

Ирина Иванова в образе старухи

На мастeр-классe для фeстиваля World beauty festival я с коллегой Дeнисом Раковым заключили одного из организаторов фeстиваля  в образ зомби. В результате наш правдоподобный персонаж пошел гулять по городу, затем направился в гостиницу. Напугал как прохожих, так и  директора гостиницы (смеется).

Как вы думаете, что движет людьми, желающими  оказаться «в чужой шкуре», примерить на себя совершенно непривычный  образ?

На мой взгляд, это естественное желание человека внести в свою жизнь новые краски и новые ощущения. Часто это проверка самого себя, своих сил и потенциала: «А не слабо ли мне так сделать?». Часто движет желание удивить окружающих и получить свой кусочек славы и аплодисментов. Человеку всегда лестно, когда он вызывает у других людей эмоции своей персоной, пусть и в чужой личине.

Популярные образы этого года

ФОТО: из архива И. Ивановой

Диана Манучарян

Читайте также:

Для одесситов организовали «славянский Хэллоуин»

 

Рассказать

Читайте также

«Культура должна быть не на последнем месте по остаточному принципу, она должна быть на первом»

Александра Ковальчук — соучредитель благотворительного фонда «Манифест мира» — рассказала о проекте «Museum for change: Художественный музей», работе ...