В поисках своего туриста: итоги курортного сезона в Одессе

26.10.2016 14:17
513

В Одессе закончился активный курортный сезон. Пока в мэрии все еще считают количество туристов, как раз самое время начать анализировать, что удалось или не удалось Одессе в этом году.

Поиск одесского туриста

По последним данным, курортный сезон в Одессе был успешен. Количество посетивших город гостей близится к 2 миллионам. Однако это уже не те туристы, к которым мы привыкли. Эксперт, директор центра туризма «Южная лига» Фазиль Аскеров сконцентрировал свое внимание именно на этом. По его словам, Одесса потерялась в поиске своего визитера. Отели и рестораны ожидали богатого российского гостя, а вместо этого получили бюджетного украинского. К такой ситуации бизнес не был готов - в кризисных условиях попросту не успел переориентироваться:

«Количество этих туристов становится преобладающим по отношению к тем, к которым Одесса привыкла за многие годы. Туристам, которые любили приезжать в Одессу не вместо поездки в Турцию или Египет, а просто в Одессу как в город, в котором они получали не только и не столько море, а эмоции, впечатления и каждый для себя что-то ещё. Картинка гостя города или его сборный портрет изменились. Не все одесситы и туристический бизнес оказались готовы к такому виду туриста, к его потребностям и возможностям».

При этом одесские рестораторы, отельеры, официанты, бармены и таксисты по-прежнему ждут «возвращения российского туриста», хотя такие ожидания тщетны.

«Долго не дождутся. И у нас есть выбор: ждать возвращения российских граждан, увеличить количество горячих туристов из Турции или обратить свой взгляд, мысли и, возможно, действия для привлечения других», — добавил Ф. Аскеров.

По его мнению, компенсировать потерянных для Одессы курортников может, в первую очередь, «Минск и вся Беларусь». В некотором смысле беларусы спасали курортный сезон, но, все же концептуально Одесса пока находится на некотором распутье - в поисках той ниши, которая бы не привлекала крымского туриста, а была комфортной для своего, который был бы верен городу годами.

14570313_1536558573036956_8583131291146677717_n

Изменения туристической картинки заметили и арендаторы жилья. Чаще всего им приходится видеть внутреннего украинского клиента, который не очень понимает, что приехал в миллионный город со всеми его плюсами и минусами. Люди направляются полежать на песке и им кажется, что каждый дом в Одессе практически соединен с пляжем лестницей. Когда же они видят, что от дома у моря нужно минут 10-15 пройти, то в лучшем случае они смиряются, а порой бросают Одессу и ищут жилье на базах в области. Такой неготовый к одесским реалиям турист – следствие неправильной работы арендодателей, с одной стороны, а с другой, – недостаток честной рекламы об отдыхе в Одессе: ее туристической инфраструктуры, склонах, развлечениях и прочего.

Вторая проблема – цены в заведениях питания и сфере отдыха. Значительные суммы с несоответствующим им сервисом приводят в шок украинского туриста, который не понимает, почему за порцию шашлыка, борща или пиццу без одесского колорита он должен выложить такие деньги. При этом гостю не всегда предложат хорошее обслуживание или дадут рассчитаться безналом. То же самое касается платных услуг на пляжах, которые пакетом предоставляют многие заведения. Но при этом цена такого отдыха в несколько раз выше, чем в соседних курортных городах и поселках, а качество побережья не соответствует расценке – от окурков и мусора до не самого приятного запаха общепита и цветущего моря. В итоге, мы получаем отказ от Одессы, который скажется в следующие годы на наполняемости апартаментов, отелей, ресторанов и пляжей. Рано или поздно придется принять этот факт и менять политику, ведя бизнес без расчета на разовое посещение.

14022376_1464506803575467_6551280581324723228_n

Отсутствующая инфраструктура и нависающие небоскребы

То, что в Одессу добраться тяжело, знает почти каждый турист. Впрочем, как и выбраться в область из нашего города. Инфраструктурные проблемы буквально атакуют туристов. Фазиль Аскеров обозначил свой рейтинг проблем Одессы.

Первая - аэропорт. Положительным является тот факт, что увеличилось количество рейсов, однако это «сделало плохой сервис еще хуже». По его словам, в старом терминале предоставить обслуживание высокого качества просто невозможно. Остается ждать завершения строительства нового терминала.

Железная дорога по-украински и одесски - «рудимент совка и монстр безразличия».

«Отдельные элементы сервиса, которые появились в паре скоростных (смешно писать это слово о поезде со средней скоростью 70 км/ч) поездов, растворились в ужасающем потоке грязи устаревших вагонов, которые вынуждена ставить на маршрут «Укрзализныця», - говорит Фазиль Аскеров.

По его словам, Одесский железнодорожный вокзал не отличается чистотой и клиентоориентированностью. Также среди проблем эксперт назвал то, что прибывших поездами гостей в городе встречают «зазывалы», предлагающие поехать в Затоку или Коблево, а также сотни «отельеров» с картонками на шее, сдающие «жилье у моря в центре Черемушек».

Третья проблема – общественный транспорт, который страдает из-за отсутствия электронного билета, «отпугивает» не всегда приличного вида кондукторами, а вот маршрутки стали «принципиальным врагом туризма» из-за внешнего вида водителей и шансона, который звучит почти во всех автобусах.

О качестве услуг одесского такси можно слагать песни. Несмотря на то, что таких служб становится все больше, однако «машин нет» приходится слышать все чаще. Еще одной проблемой Аскеров назвал то, что зачастую водители такси в жару позволяют себе сидеть за рулем с голым торсом и экономят на климат-контроле. Кроме того, элемент «кидка», когда туристов везут не туда за безумные деньги встречается достаточно часто, что также не говорит в пользу Одессы.

От себя к этим четырем проблемам мы добавим отсутствие системы выезда за пределы города. Мало того, что у нас множество автостанций не связаны друг с другом, так еще и автобусы паркуются по десяткам переулков вокруг «Привоза». Таким образом, человек, который хочет выехать как на экскурсию в область, так и на море в Черноморск или Затоку, не понимает, куда ему идти, как ехать и, главное, как узнать расписание рейсов. О едином расписании как плане на будущее рассказал Колоколу глава департамента транспорта горсовета Александр Илько. По его словам, на Старосенной площади вскоре откроется автостанция, которая вберет в себя 60-70% маршрутов, однако единое расписание пока только составляется.

Вторая инфраструктурная проблема – застройка побережья. В Одессе многие годы существует порочная практика строительства жилых небоскребов под видом апартаментов у моря - на самом деле квартир на продажу. Это способ получить короткие деньги без рисков вложения в туристическую отрасль. Застройщик продает такое жилье и умывает руки, дальше проблема жильца, что будет со строением. В это же время туризм – более длинные деньги, потому проект может и не окупиться. Отсюда и возникают на побережье не желаемые отели и гостиницы, а жилые дома. В итоге, по мнению общественника Сергея Сарафанюка, Одесса может стать вторым Акапулько, который лишился туриста из-за той же схемы застройки. Отдыхать в домах на Молдаванке и ездить на трамвайчике на море желает не каждый турист.

 

76471-stroiteljstvo-treh-vysotok-u-samogo-morya-na-fontane-idet-udarnymi-tempami-big

Пляжи без правил

Одесса действительно несколько преобразила побережья. Речь идет и об отремонтированных лестницах, и о строительстве отдельных участков набережных, но вот засилье стихийной торговли, МАФов и наличие множества непонятных строений на песке удивляет туристов, которые приезжают на достаточно дорогой отдых в Одессе.

Вопрос организации набережной, по который могли бы гулять люди, не натыкаясь на те или иные стройки и заборы, муссируется ни один год. Однако пока процесс идет достаточно вяло. Даже на Ланжероне вопрос не доведен до логичного конца. Что уже говорить о хаотично застроенном участке между Аркадией и 10 станцией Большого Фонтана. Пробраться сквозь преграды здесь может разве что смельчак. В районе 10 станции Большого Фонтана набережная вовсе прерывается, а спуск на лестницу – мягко говоря, неприятен.

Мэр Одессы Геннадий Труханов на аппаратном совещании поставил задачу по старту подготовки к курортному сезону на основании анализа недостатков прошлого.

«Не только столики и лавки должны быть на побережье. Должна быть концепция развития, а также набережная и зона отдыха, а не столики для празднования тех или иных событий», - отметил городской голова.

Если раскрыть тезис Труханова, то речь идет о том, что набережную делают силами предпринимателей, которые хотят окупить затраты в кратчайшие сроки, и им важно максимально использовать площадь для дохода, без учета стратегического развития города.

Еще один камень преткновения – низкая арендная плата пляжей. В общей сложности от всех арендованных пляжей Одесса получит в бюджет всего 6 млн грн. Эта ничтожная сумма заставляет задуматься в целесообразности их сдачи. Да, арендаторы, во многих случаях приводят пляжи в порядок и намывают песок. Но немало и таковых, которы ставят конструкции и убирают их на сезон, а остальное время пляж пребывает без какого-либо благоустройства. К тому же, некоторые арендаторы и вовсе наносят ущерб, разбирая такие здания как аркадийская Ротонда или срезая водоотводные лотки со склонов. В результате, в пик турсезона в Одессе начинают прямо на набережную смывать грунт и еще хуже, сходить оползни на побережье.

14222324_1489645974394883_2456119022474321434_n

Вся эта ситуация связана с отсутствием современных правил, которые бы позволяли пересчитывать аренду, а также четко определяли права и обязанности арендаторов и муниципалитета. Несколько лет общественники, мэрия и бизнес не могут найти компромисс, определив, что и в каком виде может быть на побережье. Вице-мэр Андрей Котляр пообещал предоставить такой свод правил, но, как нам рассказали в пресс-службе вице-мэра, процесс создания правил пока не завершен, их также не выносили на суд общественности. Это может значительно затянуть принятие правил и не дать по ним заработать до старта курортного сезона.

 

Далекая бездорожная область

Последний и не самый веселый фактор, влияющий на туристическую привлекательность Одессы – отсутствие дорог в регионе. О нем немало писали на всех уровнях, однако пока ситуация в Одесской области остается одной из самых плохих в стране. Такие стратегические магистрали как трасса Одесса-Рени, Одесса-Белгород-Днестровский и даже Одесса-Киев, нуждаются в серьезной модернизации. Если же говорить о дорогах в Килийском или Измальском районах, куда могли бы поехать туристы, то ситуация становится еще печальнее. Килийский район оказался отрезанным от остальной области, а ведь именно в него и украинскую Венецию – город Вилково с удовольствием ездят туристы. Но, увы, пока ремонт дорог движется крайне низкими темпами, что делает область непривлекательной для путешествующего, а не стационарного туриста.

 

Ложка меда

Однако при этих всех проблемах Одесса продолжает бороться за своего туриста. Понимая все указанные недостатки, в департаменте туризма акцентировали внимание на событийной составляющей. Именно разные красочные фестивали и способствуют массовому увеличению туристов на улицах города. Список топовых событий расширяется каждый год. Теперь в нем не только Юморина, но и фестиваль фестивалей «Хочу в Одессу», джаз-фестиваль, кинофестиваль и многие другие.

1-191

Начала реализовываться программа «Карта туриста», цель которой – сделать единую карту на входы в музеи, экскурсии и на транспорт, а также скидки в отели и рестораны. Однако она заработала ближе к концу турсезона, потому подводить итоги по ее эффективности сложно. Также в городе проводятся работы по благоустройству парков, центра города и многие другие, но пока, увы, они не коснулись в должной мере побережья, хотя подвижки в этом направлении есть.

Читайте также:

Одессу посетили 100 тысяч онлайн-туристов

Олеся Калайтович

Рассказать

Читайте также