«Одессе нужно хоть иногда переодеваться»

03.10.2016 10:53
419

Одесский художник Александр Милов стал известен широкой публике благодаря инсталляции «Любовь». Две тянущиеся друг к другу детские фигурки, которые автор заключил в клетки в форме сидящих спиной друг к другу мужчины и женщины, были признаны одним из лучших арт-объектов на американском фестивале Burning Man в пустыне Блэк-Рок.

Александр Милов  открыт для творческих экспериментов, и нередко его работы, так или иначе, изменяют устаревшую парадигму дизайна городской среды. Металлическая конструкция в виде гигантского робота, установленная по дороге на Южный; памятник Дарту Вейдеру, переделанный из монумента Владимиру Ленину, подлежащего демонтажу; инсталляции «Бумажный кораблик» из полиэфирной смолы белого цвета, служащие «холстом» для детворы – неполный список арт- экспериментов художника.

В ноябре в городскую среду Одессы интегрируется еще одна скульптурная композиция - «Дверь рая»: на крыше завода «Стальканат» разместят «ангела-хранителя», который всем своим обликом будет наводить на мысль «Memento mori» (лат.  «помни, что умирать»).

Корреспондент Колокола пообщалась с художником о его новом проекте, о том, каким образом интегрируются современные скульптуры и арт-объекты в городское пространство, и каких «красок» недостает одесским спальным районам.

Александр, насколько, на ваш взгляд, органичны Одесса и современная скульптура, арт-объекты, например,  с точки зрения исторической инфраструктуры?

Дело в том, что нет же ничего постоянного, есть то, за что мы цепляемся, и в итоге получается, что скульптуры из бронзы а ля Екатерина или Дюк кажутся нам наиболее органичными.  Они из прошлого, были до нас, потому  и воспринимаются чем-то сверх. А есть современные скульптуры, как следствия нашей жизни. Каждое поколение, так или иначе,  вносит свою лепту. Современная скульптура, арт-объекты потихоньку завоевывают наше пространство, и для  того, чтобы они органично вписались в  инфраструктуру города, необходимо, чтобы хозяин дома был в здравом уме. Не рушил старое ради построения сомнительного нового. Я считаю, мы должны беречь то, что было создано еще до нас. Если строим что-то от себя, то есть смысл  устанавливать композиции  вне зоны уже существующего исторического центра.

Потому что в центре города избыток скульптур?…

Верно.

 А вот спальные  районы, наверняка, нуждаются  в арт-объектах. Как вы считаете, они могли бы оживить их? 

Они, в самом деле, нуждаются в скульптурах. Ведь изначально никто не воспринимал спальные районы, как место для обитания, скорее, как место для сна. Соответственно,  все, что они могли предложить - это конуру. Человек  приезжал в спальный район, поднимался на свой этаж и принимал горизонтальное положение. Арт-объекты  должны оживить спальные районы. Я знаю коренного одессита, который за 50 лет своей жизни никогда не был в центре города, потому что, как он говорит «У меня все есть на поселке Котовского». Отсутствие у людей  культуры  не  страшно, страшно, что у них нет желания разукрасить свой мир.

Есть ли у вас решения, идеи для преображения одесских спальных районов?

Мы установим  «бумажные кораблики»  (проект «Paper Boat») на Поселке Котовского, на Таирова, думаю, и в Усатово. Кстати, именно с этих спальных районов я бы и начал преображения. Кроме того, нужно пойти через муралы (произведение настенного изобразительного искусства)  – это минимальные затраты и высокий кпд. Ведь скульптуру, стоящую внизу, легко можно закрыть. Подошло человек пять, а ее уже не видно. А дом высокий, муралы заметит  достаточно большое количество людей,  при этом будут видны на большом расстоянии.

Я думаю,  робкие попытки разукрасить стены,  нарисовать обычные картины, отражающие  понятные для всех  ценности, или просто нанести цветные пятна на серые стены  - все эти попытки станут частью нашего жизненного цикла.   Я хочу, чтобы моя дочь, направляясь к бабушке, которая, кстати, живет на Поселке Котовского, видела красивую улицу. Возможно у нее, как и у меня, когда-то будет туннельной синдром (неврологическое заболевание, характерное для офисных сотрудников, проявляется  болью и онемением пальцев кисти), а эти «краски» спального района ее искренне порадуют.

На ваш взгляд, Одесса принимает эти «краски», арт-объекты? Понимают ли их одесситы?

Честно говоря, не знаю. У меня «туннельный синдром»: дом, работа, жена, какие-то два-три увлечения. Мне этого достаточно, поэтому не слежу за культурной жизнью города.  Тем более,  не знаю, что происходит в головах у горожан. Но мне кажется, в большинстве  все  увлечены собой, и им по барабану. Если бы одесситы хотели преобразить что-то вокруг себя, то мы бы чаще подмечали  визуальные изменения, но  они происходят очень медленно. Правда, в День города городские службы оживились. Честно говоря, я приятно удивлен преображениями, которые произошли со Старосенной площадью. Интересное решение  с торговыми павильонами, по этой территории приятно ходить. По большому счету вся Европа -  это сплошной балаган, в котором все пытается себя продать. Просто они это делают издалека, не так явно, а наши так пока не умеют. Поэтому мы сейчас имеем Аркадийскую аллею  а ля торговый центр. Но, тем не менее, в Аркадии, в любом торговом центре стараются устанавливать арт-объекты. И мне кажется, современная скульптура  зайдет через торговлю.

Даже если сфера торговли  станет катализатором развития современной скульптуры в городе, зачем она нужна Одессе? 

Нам ведь  всем нужны новые вещи. И, думаю, Одессе тоже.  Ей же нужно  переодеваться хоть иногда.

Давайте поговорим о том, как лично вы  «переодеваете» город. Ваша скульптура «Любовь» произвела фурор на американском фестивале Burning Man, не менее обсуждаема на данный момент композиция «Дверь рая», которую в ноябре установят на крыше «Стальканата».  На каком сейчас этапе находится данный проект?

Я сделал эскиз, все - теперь уже работа не моя. Сейчас проектом занята группа ребят, которые интенсивно пытаются воплотить ее в жизнь, собирают трубы. Думаю, как только закончим, то превратим проект  в массовое театральное действо для всего города.

инсталяция Любовь

Вы отмечали,  что на придумывание концепции арт-объекта «Любовь» вы потратили 15 минут. Идея скульптуры с архангелом  создавалась и реализовывалась также быстро? 

Мысль формировалась минут 5. А эскиз делался 2 дня. По нему дальше  работал сварщик, я, в свою очередь, приходил смотреть финальные этапы, помогал ему не напортачить, но, в целом, моя работа это 5-7 минут.

Вы уже не в первый раз используете трубы, как основной материал скульптуры. Это можно назвать авторским стилем?

Трубы - это дешевый строительный материал. Как у Пикассо розовая краска. У него как-то спросили: «Ппочему у вас был розовый период, а теперь голубой?»  Он ответил: «Когда был розовый, хватало денег только на розовую краску, потому что она самая дешевая в палитре. А когда появились деньги, решил,  почему бы не использовать новый стиль, тогда в ход пошел голубой».  Так что получается, что в первый раз я выбрал трубы, потому что это был единственный недорогой способ реализации, а во второй раз - попытка выработать какой-то узнаваемый авторский стиль.

Чтобы принять участие в Burning Man и создать «Любовь», вам пришлось потратить деньги, которые собирали на квартиру. А были ли жертвы, на которые вы пошли ради «Дверь рая»?

Никаких жертв нет, кроме одной -  я трачу на нее свою жизнь. Я отдаю часть своего времени,  а оно необратимо. Денег я могу заработать сколько угодно, жизнь я себе не добавлю никогда, поэтому  она намного дороже. У меня есть на «Дверь рая» в массе полчаса жизни. Я не готов на нее тратить больше времени.

Любовь

Как можно объяснить такой выбор локации для памятника с архангелом, как крыша завода «Стальканат»?

«Стальканат» является местом, с которого начался проект. Ведь он разрабатывался конкретно для завода. Создается под  это место, под этот ракурс, под этот угол, потому что туда нужно что-то большое, глобальное, хорошо работающее на площадь этого пространства.

В одном из интервью вы рассказывали о том, что не ожидали такой популярности композиции «Любовь». Уж очень она казалась вам примитивной и прямой «в лоб». В случае с «Дверью рая» вы намеренно пошли другим путем: завуалировали смысл?

Любовь идеализируют, рассказывают хихоньки-хахоньки, сопли в сахаре. Я нарисовал любовь совсем в другом ключе – это несовместимые Инь и Ян, которые постоянно находятся в конфликте, и только их внутренние дети могут найти путь друг к другу. Новая трактовка более точно отразила  понятие «любовь», скульптура воспользовалась таким успехом, потому что была понятна и близка каждому.

В случае с «Дверь рая» получилось не настолько прямо. Но при этом скульптура отображает  очень  понятную ежедневную проблему – вся наша жизнь перенеслась в виртуальный мир.

Я взял дополнительный образ - образ архангела Михаила. Светящийся нимб над его головой  говорит о свете ума, крылья  - о ширине его полета.  По легенде архангел Михаил поверг зло, сатану, то черное,  что было в человеке, заключил во внутренние оковы.  Архангел это совесть человечества. Он будет сидеть на крыше здания и наблюдать за нами. С одной стороны, воспринимается, как ангел-хранитель города, с другой -  тот факт, что он сидит с мобильным телефоном говорит о нашей с ним связи.

Дверь рая

Достаточно забавно,  я старался  сделать архангела одновременно похожим как на Махатму Ганди, так и на Билла Гейтса. У обоих очки – неотъемлемая часть их образа. В очках же архангела  будет отражаться  обратный ход часов. Соответственно, у каждого из нас осталось не так много времени, чтобы сидеть и тупить. Новая версия лозунга Memento mori –   «Наслаждайся и живи сейчас». Но я ее реализовал через левое ухо, чтобы никому не было понятно (смеется).

Насчет понимания. Вы помните, какая была первая реакция горожан на проекты «Любовь», «Дверь рая»? 

Первое, что услышал по поводу композиции «Любовь» - это то, что такого уродливого ребенка я должен установить у себя в огороде. Относительно «Дверь рая» - кто-то отмечал, что идея достойна внимания, кто-то, что такие проекты следует опять же собирать у себя в сарае. Мне все равно. Что я могу с этим поделать? Не могу же заботиться о внутреннем мире каждого человека. Я делаю то, что мне нравится, и стараюсь этим никому не навредить. Хотя, с другой стороны, скульптура – это навязанный символ.  Ты  не можешь его избежать, разве что езжай, иди другой дорогой.

Если говорить о навязанных символах, судя по вашим комментариям в СМИ, вы не в восторге от  скульптурного наследия Одессы? Почему?

Почему? В  полном восторге (смеется), особенно последние 20 лет, что не скульптура, то песня. Я вообще не представляю, как можно устанавливать столько памятников человеческой глупости и отмыванию бабла. Это, в самом деле, памятники своего времени, и, мне кажется, они временны.  Скульпторам нужно вдумчиво подходить к делу, стараться сделать что-то стоящее,  заботиться о смысле, который вкладывается в проект. Чтобы арт-объект, скульптура не были плевком в вечность, а были  понятны и доступны для будущих поколений.

Читайте также:

Первый одесский мурал: художник изобразил на стене пятиэтажки «слишком долгую» партию в шахматы

Диана Манучарян

Рассказать

Отличайся Умом!

Читайте также