Украинские «Пределы свободы» и немецкий режиссёр на ОМКФ

14.06.2016 12:17
438

Кинофестиваль поделился секретами украинской ретроспективы и именем почётного гостя.

Вместе с Национальным центром А. Довженко ОМКФ представит украинскую ретроспективу «Пределы свободы: независимость по обе стороны экрана».

В программу ретроспективы вошли редкие и, зачастую, забытые украинские фильмы ранних 90-х, отражающие этот период не с официальной позиции, а показывающие жизнь рядовых украинцев.

Кинолента «Распад» (1990) Михаила Беликова — первый художественный фильм про аварию на Чернобыльской АЭС, детали которой пытается узнать главный герой — журналист Александр Журавлёв. Картина рассказывает не столько про выброс радиоактивных веществ, сколько про разрушение человеческих отношений и коллапс циничного госаппарата — несмотря на замалчивание властями масштабов и последствий трагедии, Александру удаётся докопаться до правды и «освободить» её.

Об иной свободе идёт речь в кинокартине «Цветение одуванчика» (1992) режиссёра Александра Игнатуши. Молодой человек после 8-летнего тюремного заключения возвращается в родное село уже независимой Украины. Герою приходится приспосабливаться к новым порядкам в новой стране и противостоять остаткам старой системы. Например, милиции, которая продолжает жить и действовать так же, как в прежних реалиях тоталитарного и репрессивного государства.

По-другому посмотреть на эту репрессивную машину предлагает Кира Муратова в своём первом постсоветском фильме «Чувствительный милиционер» (1992). Абсурдистская комедия рассказывает историю эмансипации рядового милиционера, который находит в капусте ребёнка и решает усыновить его. Эта авантюра помогает герою освободиться от навязанных гендерных стереотипов, превратиться из сурового представителя власти в чувствительного и мечтательного постсоветского обывателя с родительскими амбициями.

Название фильма Натальи Андрейченко «Шамара» (1994) вторит прозвищу главного персонажа Зины. Она — новый тип героини для украинского кино, такой, каким в своё время была «маленькая Вера» для советского. Она ведёт себя брутально, но в душе носит романтические чувства к своему мужу-заключённому, который женился на ней, чтобы избежать сурового наказания за её изнасилование. И хотя действие фильма разворачиваются в 70-х, стиль киноповествования, «декорации» — тюрьма, больница, дают право называть этот фильм кинолентой, отражающей реалии 90-х.

В ретроспективе также представлены комедии. «Вперёд за сокровищами гетмана!» (1993) Вадима Кастелли повествует о потомке гетмана Полуботка, который узнаёт о своём казацком происхождении и о сокровищах, спрятанных его предком в Лондоне. Теперь на нём лежит миссия государственной важности: забрать гетманское золото, за которым также охотятся КГБ, украинская мафия, партийцы и ЦРУ. Фильм является ироничной реакцией на «истерические» попытки реставрации казацкого наследия в начале 90-х.

Свою ретроспективу на 7-м Одесском международном кинофестивале лично представит один из самых ярких представителей «берлинской школы» и лидер нового немецкого кино — Кристиан Петцольд. Почётный гость также проведёт мастер-класс в рамках Летней киношколы.

Любимец Берлинале, обладатель награды Deutscher Filmpreis, Кристиан Петцольд, окончил Немецкую академию кино и телевидения в Берлине, где его преподавателями были такие мастера документалистики как Хартмут Битомски и Харун Фароки, который позже участвовал в написании сценариев к фильму Петцольда.

В стиле киноповествования немецкого режиссёра на ряду с гиперреализмом органично сосуществуют навеянные Хичкоком элементы мистицизма и саспенса. Поэтому персонажи в его фильмах легко переходят из реального в призрачный мир и наоборот.

В ретроспективу войдут четыре лучших работы, которые режиссёр представит лично. В числе фильмов — обладатель награды Берлинского кинофестиваля Серебряного медведя за лучшую женскую роль — триллер «Йелла» (2007). В этой работе Кристиан Петцольд рассказывает зрителям историю женщины Йеллы, которая пытается начать новую жизнь в другом городе после тяжёлого развода и других сложностей. И когда, казалось бы, всё налаживается, в её жизни возникает призрак из прошлого — бывший муж Бен.

В основе второго фильма ретроспективы — «Йерихов» (2008) — лежит классический сюжет любовного треугольника между Томасом, с позором уволенным военнослужащим, владельцем закусочных на колесах Али и его красивой женой Лаурой. Петцольд не балует зрителя сентиментальными сценами, а поддерживает «холодность», напряжённость и недосказанность до последнего кадра. Декорациями фильму служит умирающий городок Йерихов — глушь на северо-востоке Германии. На 65-м Венецианском кинофестивале картина боролась за Золотого льва в основном конкурсе.

«Барбара» (2012) принесла Петцольду его первого Серебряного медведя за лучшую режиссуру на 62-м Берлинале. Картина представляет ещё один рассказ о побеге в поисках своего дома, в центре которого красивая девушка, пытающаяся выехать из ГДР. За это её ссылают в провинцию, где она под надзором спецслужб работает в госпитале. Пока её жених с Запада готовит побег, она влюбляется в своего коллегу доктора. В 2012 картина была выдвинута на премию «Оскар» за лучший иностранный фильм от Германии.

В одном из своих последних фильмов — «Феникс» (2014), который также будет представлен на Одесском кинофестивале, Петцольд вновь переосмысливает историю женщины, столкнувшейся с тоталитарным режимом. Во время войны Нелли выжила в концлагере, но её лицо было сильно обезображено. После пластической операции она возвращается к мужу Йоханесу, который не признает её. Ситуация становится ещё более абсурдной и драматичной, когда Йоханес просит Нелли подыграть ему и изобразить его покойную, как ему кажется, жену, чтобы получить её наследство. Сценарий является адаптацией французской детективной новеллы «Le Retour des cendres» («Возвращение из пепла») и последней работой Харуна Фароки. Фильм получил Премию международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) на фестивале в Сан-Себастьян.

Рассказать

Читайте также