Трамвайный секонд-хенд в Украине

07.12.2015 16:02
4 311

С общественным транспортом Одессе не везёт. Машины старые, дороги разбитые, сообщение между районами оставляет желать лучшего, маршрутки — зло. И мы честно не знаем, как это исправить.

20 октября в Одессе презентовали пять моделей из десяти новых пассажирских трамваев, закупленных в Латвии при посредничестве днепропетровской фирмы «Литан». На деле это оказались б/у-шные рижские трамваи марки Татра-Т3А4, которые выпустили в период 1977–1982 годов. Машины любезно отреставрировали на Запорожском электровозоремонтном заводе и перекрасили в цвета городского флага. Почему же опять б/у вместо современных близких к европейским моделям, которые разъезжают во Львове или в Киеве?

6

КП «Одесгорэлектротранс», под руководством которого находится весь электротранспорт в Одессе, предпочло качеству количество. Один трамвай современного типа производства Львовского завода «Электрон» продали Киеву за 26,3 млн гривен. Стоимость же каждой единицы использованной техники в Одессе — 960 тысяч гривен.

По информации официального сайта коммунального предприятия «Одесгорэлектротранс», сейчас в Одессе используются 214 пассажирских трамваев. Но состояние их оставляет желать лучшего. Большинство машин давно требуют ремонта (хотя КП «ОГЭТ» его периодически проводит). Речь уже не идёт об инженерной отсталости и эстетической непривлекательности самой техники, которая колесит по городу.

Подвижный состав представлен до боли знакомыми всем трамваями марки Татра-Т3, которые когда-то изготовлялись на ЧКД-Прага с 1960 по 1989 года и усиленно поставлялись в Одессу, да и продолжаются поставляться, но уже бывшими в использовании.

По состоянию на сентябрь 2015 представителей чешских старожил насчитывается 204 моделей. Причём на ходу — только половина вагонов. Остальные находятся в ремонтных мастерских и оживить их под силу разве что доктору Франкештейну. Конечно, большая часть их технической составляющей была поэтапно модернизирована, но факт остаётся фактом: одесситы ездят на устаревших образцах трамвайной техники, место которой в транспортных музеях или на должности туристического аттракциона.

Помимо многострадальных Татр, по маршрутам № 5, 18 и 19 действует десяток моделей К-1 совместного одесского-чешского производства «Татра-Юг». Ирония в том, что при конструировании этих трамваев использовали прототип модели Tatra-T6B5. Современными их можно назвать с большой натяжкой.

Практика приобретения бывших в использовании трамваев достаточно популярна в Украине. Виной тому — убыточность большинства коммунальных предприятий электротранспорта, нехватка бюджетных средств, выделяемых на транспортную программу, и значительная часть льготных категорий пассажиров. Получается замкнутый круг: платежеспособные граждане не желают пользоваться услугами городского рельсового транспорта из-за общей запущенности и неэффективности, предпочитая им маршрутные такси — из-за этого трамвай эксплуатируется, а средства на поддержку его жизнедеятельности или обновления состава не поступают.

8

Инфраструктура трамвайного хозяйства также требует реконструкции и обновления. 90 % рельсов были проложены больше полвека назад, а их замена необходима каждые 15 лет. Таким же острым стоит вопрос об организации дорожного движения. К сожалению, многие трамвайные линии пролегают на путях движения автотранспорта, так что трамваи часто застревают в ловушках городских пробок. Это также влияет на популярность рельсового транспорта в городе.

Так как же обстоит дело в других городах Украины? 25 августа 2015 года Кабинет Министров постановлением правительства № 608 приказал выделить 100 млн гривен на развитие трамвайного транспорта в четырёх городах: Киеву — 49,4 млн грн, Львову — 41,7 млн грн, Одессе и Мариуполю — по 4,5 млн.

Мариуполь пока не распорядился предоставленными от государства субвенциями. В городе на ходу 94 трамвайных вагона. Последняя обновка была в 2012 году, когда городу подарили два низкопольных трамвая ЛМ-2008, изготовленных на Петербургском трамвайно-механическом заводе от компании «Метинвест». В основном по городу курсируют высокопольные советские старички КТМ-5М3, эксплуатируемые с 1975 года, и их модернизированные вариации более поздних годов, а также машины производства «Татра-Юг» К-1. И пока не может быть речи о новых трамваях, зато Руководство Транспортного предприятия Праги в ноябре согласилось безвозмездно отдать выведенные из эксплуатации злополучные Татра-Т3. Точное число «трамвайного подарка» пока что неизвестно.

В Николаеве также руководствуются дешевизной в вопросе покупки трамвайной техники. Один трамвай современной модели вместимостью 400 человек городу предложили приобрести за 16 млн гривен. Шли переговоры, но городской глава Николаева настаивал на том, что выгода от покупки б/у техники намного ощутимее. Если верить его данным, то за сумму, которая уйдёт на покупку одного немецкого трамвая, можно приобрести десяток машин, бывших уже в употреблении. Этим же аргументом, собственно, руководствовались в Одессе. Всё закончилось тем, что в октябре по николаевским путям начал разъезжать добрый старый Татра.

Зато в Виннице с общественным транспортом куда лучше. Городу очень повезло в 2007 году. Швейцарское правительство проводило открытый конкурс среди городов Восточной Европы на поддержку развития общественного транспорта. Винница стала одним из победителей. КП «Винницкое трамвайно-троллейбусное управление» совершенно безвозмездно получило из Цюриха 115 трамвайных вагонов марки Карпфен и Мираж. Теперь город ассоциируется с бело-синими составами. Правда, срок их эксплуатации не больше 10 лет, учитывая, что каждый из вагонов построен полвека назад.

Также в октябре этого года в Виннице представили модернизированный трамвай, собранный на базе чешского списанного КТ4СУ, которому исполнилось 20 лет. От прежней модели новому трамваю досталась ходовая часть и двигатель. По словам Винницкой транспортной компании, состав обошёлся компании в 4 млн гривен. Часть комплектующих для обновлённого вагона заказали из Германии. У трамвая отсутствуют зеркала заднего вида — вместо них установлены восемь камер, которые берут на себя эту функцию. Сам салон ориентирован на стоячие места. Подчёркивают, что двигатель экономнее заводской версии на 40 %. В ближайшем будущем ожидается выпуск ещё одного винницкого переделанного КТ4СУ — теперь он будет низкопольным.

Самая неприятная ситуация складывается вокруг харьковского трамвая. Мало того, что 90 % (впрочем, эта цифра справедлива и к одесскому трамвайному парку) подвижного состава нуждается в обновлении из-за наплевательского отношения руководства города, а само КП «Горэлектротранс» расценивается как банкрот. Ещё в октябре Высший хозяйственный суд Украины обязал передать 10 трамваев и 57 троллейбусов ООО «Финансовая компания “Частная инвестиция”» в счёт погашения долгов.

Помимо этого, если таким городам, как Одесса, Винница и Мариуполь, удалось приобрести старенькие модернизованные Татры, то у Харькова даже это не получилось. Поэтому жителям приходится кататься на откровенных развалюхах, которые почти ежедневно сходят с рельс, что стало поводом для горьких шуток среди харьковчан. Однако в 2009 году наметился небольшой прогресс и в город поступили модернизированные КП «Харьковским вагоноремотным заводом» Т3ВПА.

В Запорожье последним достоянием КП «Запорожэлектротранс» стал выпуск модернизированного трамвая К-1, в салоне которого играет музыка. Ремонт обошёлся в 513 тыс. гривен и длился около месяца. До этого трамвайная техника в городе обновлялась в последний раз в 1994 году, не считая проведённых ремонтных работ над старым составом.

Заместитель городского головы Запорожья заметил, что перед заменой вагонов следует задуматься об обновлении контактных линий — их изношенность составляет более 80 %. Аналогичная проблема касается и тяговых подстанций. Стоимость одной может обойтись городу в 5 млн гривен.

Днепропетровск является городом, в котором находится основное производство компании «Южмаш», знаменитой, в первую очередь, производством ракетно-космической техники. Но базе этого предприятия фирма «Татра-Юг» создаёт модели К-1. Посмотрим, как это отразилось на общественном транспорте самого Днепропетровска.

Последнее обновление состава произошло в 2013 году, но сами машины (30 штук) пришли из Германии. И, что уже предсказуемо, б/у-шные. Это трамваи модели Tatra T6A2M выпуска периода 1986–1999 годов исключительно для ГДР. Срок эксплуатации заграничных подарков 10 лет. Стоимость одного вагона — 500 тысяч гривен.

Первенство в создании современного электротранспорта, как по качеству, так и по технологическому новшеству, принадлежит Львовскому заводу «Электрон». Компания выпускает современные трамваи модели Электрон T5L64 и T7B86. По словам производителей, трамвай потребляет на 80 % меньше энергии. Продукт на 65 % украинский, остальное — поставки запчастей, произведённых в Германии. Машина имеет низкопольную конструкцию, что облегчает посадку и высадку пассажиров в соответствии с нынешними стандартами трамвайной техники во всём мире. Проходной корпус такой машины изготовляется из нержавеющей стали и обшит стеклопластиковыми панелями. Сам салон сконструирован из огнеупорных материалов и оснащён системой климатизации, GPS, Wi-Fi, а также камерами видеонаблюдения. Пассажировместимость составляет 250 человек, 58 из них — сидячие места. Уже два таких трамвая курсируют по городу.

Помимо «Электрона» в городе задействовано 60 высокопольных Татра КТ4. Летом коммунальное предприятие «Львовэлектротранс» объявило конкурс на покупку ещё пяти низкопольных трамваев. Будет ли в нём участвовать «Электрон» — неизвестно.

В отличие от Киева, где КП «Киевпастранс» подписало контракт на покупку семи таких трамваев на 183,75 млн грн у компании. За этим приобретением стоит череда тяжб и споров.

Сперва Киевские власти объявили тендер на закупку общественного транспорта, на что мгновенно отреагировала польская компания PESA. Поставлять новый транспорт в город она согласилась на условиях предоставления льготного кредита в размере 10 млн грн и 100 млн грн для развития инфраструктуры. Виталий Кличко подписал с председателем польской компании PESA Томашем Забоклицким меморандум о сотрудничестве. Помимо этого, поляки обязались создать на территории Украины сервисную станцию для ремонта транспорта.

Первый тестовый вагон поступил в Киев 10 октября. Он соответствует современным мировым стандартам, но говорить о массовом внедрении таких машин пока рано. Вагон был предоставлен в аренду и будет приобретён после обкатки за 600 тысяч гривен.

Это вызвало огромное возмущение украинских компаний-производителей трамвайной техники. В итоге из бюджета Кабинетом Министром были выделены субвенции на приобретение транспорта в размере 49,4 млн грн. При этом приобретённые трамваи на 65 % должны быть украинского производства. Тендер выиграл «Электрон», так как трамваи этого производства соответствует условиям конкурса. И 20 ноября первый пятисекционный полностью низкопольный ширококолейный трамвай модели Т5В64 прошёл испытания на улицах столицы.  В дальнейшем планируется покупка 50 вагонов для обновления подвижного состава.

Впрочем, в трамвайном парке столицы собрана объёмная коллекция различных производителей. Есть там и белорусский БКМ-843 совместного производства с компанией «Богдан», который длительное время простаивал из-за неполадок с тележкой. Начиная с 2013 года, в эксплуатацию были введены 6 трёхсекционных трамваев поколения столичной сборки «Каштан». Новый поезд обладает современными характеристиками общественного транспорта. У него улучшенный и удобный салон. Машина имеет низкий уровень пола (около 40–45 %), есть выдвижные пандусы для колясок и специальные места для людей с ограниченными возможностями. В вагонах установлена система кондиционирования, а для улучшения условий работы водителя предусмотрен отдельный кондиционер. Вместимость таких моделей — 150 человек.

kiev-11

Несмотря на это, состояние трамвайного парка плачевное. По данным самого коммунального предприятия 232 подвижных состава требуют обновления, т. к. их срок эксплуатации уже превысил 30 лет. При этом ежегодная потребность города остаётся стабильной — 50 новых машин.

Какие перспективы развития электротранспорта в Одессе?

24 ноября КП «ОГЭТ» заявило, что пассажиропоток за 2015 год вырос на 30 %. Связано это с ростом цен на проезд в маршрутном такси. По идее это должно увеличить прибыль коммунального предприятия, но отразится ли это на качестве услуг одесских трамваев — вопрос открытый.

На данный момент известно, что в Одессу из Киева прибыли два кузова низкопольного трамвая «Т3UA-3 Каштан». Трамваи относятся к модели-«клону» чешского трамвая «Татра-Т3PLF», который отличается от базовой модели «Татра-Т3» удлинённым корпусом и низким уровнем пола на средней площадке. Сейчас их комплектуют в ремонтных мастерских КП «Одесгорэлектротранс». Первый вагон должен был выйти на линию в октябре 2015 года. Что, собственно, и не произошло.

Также, 20 ноября, в КП «Одесгорэлектротранс» рассказали о предложениях на закупку современного низкопольного трамвая украинского производства, которые поступили от трёх компаний: «Татра-Юг», ЧП «Метаюрсервис» и «Торговый дом УКВЗ-Украина». Ориентировочная цена — 14 млн гривен. В тендере победила «Татра-Юг», которая предоставит односекционный К-1М с частично низким полом, сумма которого составила 13 миллионов 788 тысяч гривен. Новый вагон, кроме уровня пола, ничем не отличается от модели К-1, которая с 20062008 гг. эксплуатируется «Горэлектротрансом». На городских маршрутах работают 10 таких трамваев, в основном они курсируют по маршруту № 5.

К-1М

Хотя Кабмин предоставил 4,5 млн грн субвенций на приобретение нового трамвая, городу пока не под силу купить львовский «Электрон», даже при условии, что остаток денег будет выделен из городского бюджета. Максимальная сумма покупки нового транспорта ограничивается 16 миллионами гривен.

Проблема не только в запущенном состоянии машин, и с покупкой современных низкопольных трамваев всё не решится. Для трамваев данной категории понадобится грамотная реконструкция трамвайных линий. Хорошим решением стало бы отделение путей от автодорог, особенно, в центре. Это улучшило бы показатели движения по городским маршрутам и оптимизировало бы время движения, что, опять же, способствовало бы увеличению пассажиропотока и смогло бы окупить некоторые затраты КП «Одесгорэлектротранс».

Приходится признать, что украинский трамвайный парк и его инфраструктура находятся в положении лучшем, чем это было десять лет назад, но это ни в коем случае не значит, что мы достигли максимума возможностей.

Трамвай — одна из самых важных сфер городского транспорта в Одессе. Он экологичен и положительно влияет на урбанистическую среду. Ежедневно им пользуются тысячи людей. Кроме того, общественный транспорт — это туристическое лицо города. Его состояние существенно влияет на репутацию города: как для гостей, так и самих жителей. Необходимость проведения реформ в данной сфере очевидна. Остаётся уповать на то, что лёд тронется.

01

Справка: производством трамвайной техники в Украине занимаются несколько компаний: ООО «Татра-Юг» (Одесса) на базе Днепропетровского ЮжМаш, совместное украинско-немецкое СП «Электронтранс», КП «Киевпастранс» совместно с Киевским заводом электротранспорта, имеет опыт создания трамвайных вагонов корпорация «Богдан» (по конструкторской документации белорусского «Белкоммунмаша»).

Рассказать

Читайте также